19
января
К Р Е Щ Е Н И Е
Историки
христианства утверждают, что ранние христиане отмечали 6 января
тройной праздник: рождество Христа, Его Крещение и Богоявление. И
только на церковном соборе в 353 году было решено выделить
Рождество и отмечать его особо – 25 декабря. А за Крещением и
Богоявлением оставили прежний день – 6 января. Однако Армяно-Григорианская
церковь и до наших дней сохранила тройной праздник и его прежнюю дату
– 6 января. С введением нового календарного стиля все эти праздники в
православной церкви, так же как и другие знаменательные события,
отмечаются на 13 дней позже.
Впрочем, сложившиеся
еще в давние времена народные приметы, относившиеся к
крещенским дням, и поныне не утратили своего практического
значения.
Если Крещенские морозы сильнее Рождественских – год будет урожайным.
Днем снег и поземка – к урожаю, ясно – к
недороду.
Снега по Крещение надует – хлеба прибудет.
Звездная ночь – урожай на горох и ягоды.
В полдень облака синие – к урожаю.
Крещение под полный месяц – к большой воде.
Собаки много лают – будет много зверья и дичи.
Метель
на Крещение – к хорошему роению
пчел.
Богоявление под полный месяц – к большому разливу рек.
Крещенский вечер
называли вторым сочельником. Им завершались святки,
называвшиеся Богоявленскими. А святки, как известно, время гаданий.
Девушкам не терпелось прояснить свое будущее. И вспоминаются
стихи В. А. Жуковского:
Раз в крещенский вечерок
Девушки
гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, кидали.
А вслед с трепетным
чувством выбегали и смотрели: как упал башмачок. В какую сторону
носком – оттуда и следовало ждать жениха. А если башмачок падал носком во двор –
значило сидеть в девках
еще год.
Какому же событию
посвящен день, получивший двойное наименование: Крещение или
Богоявление?
По рассказам
евангелистов, Христос перед началом проповедования в народе своего
учения пришел на реку Иордан, где Иоанн Предтеча совершал обряд крещения.
Желающих свершить этот обряд было много, и Христос
присоединился к ним. Однако Иоанн
на просьбу Христа крестить его вместе со всеми ответил: «Тебе ли
приходить ко мне? Это я должен принять крещение от тебя».
Иисус уговорил
Иоанна – и тот «допустил его креститься».
Далее евангелист
Матфей писал: «Едва Иисус вышел из воды, как над Ним разверзлись небеса
и увидел Он летящую голубку, в образе которой Дух Божий сошел на него. И
раздался голос с небес: Это сын мой
возлюбленный, в котором мое благоволение»
(Матфей, III,
16, 17). Этим и объясняется второе название праздника – Богоявление: в момент
Крещения явился Бог во всех трех лицах Святой Троицы, т. е. как
Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, который слетел с небес в
образе голубки.
Крещение
праздновалось исстари на Руси широко и торжественно. В канун, как
рассказывает герой романа Ивана Шмелева «Лето Господне», «ставят кресты...
мелком-снежком. Ставим крестики на сараях,
на коровнике, на конюшне, на всех дверях.
В конюшне тепло, она хорошо окутана, лошадям навалено соломы. Антипушка (конюх. – В. Ю.) окропил их святой водой и поставил
над денниками крестики. Говорит – на тепло пойдет, примета такая – лошадки ложились ночью...».
А на следующий день
вся Москва высыпала на улицу и заполняла окованную льдом
Москву-реку. «С каменного моста видно на снегу черную толпу
против Тайницкой башни, – продолжает свой
рассказ юный герой «Лета Господня», – ...На расчищенном синеватом
льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым
крестом. Под ней – прорубленная во
льду ердань... Из-под кремлевской стены, розовато-седой с
морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники,
много-много. В солнышке все блестит – и ризы, и иконы, и золотые куличики
архиереев – митры. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и
голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная
толпа, поют молитвы, гудят из Кремля
колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрики протодиакона. Говорят: «Погружают крест». Слышу знакомое: «Во Иорда-а-не...
крещаются Тебе Госпо-ди-и...» – и вдруг грохают пушки... И радостно и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго».
В моей памяти тоже
сохранилось подобное зрелище: крестный ход «на Иордань» – на
волжский лед в Камышине. Все так же бывало. Только без
пушечных салютов.
А когда уходил
«крестный ход», у проруби еще кружился народ. Находилось немало
смельчаков – раздевались и лезли , в прорубь, в ледяную воду. Теперь любителей зимнего купания называют моржами. А в прежние времена молодые и
сильные мужики, окунаясь в проруби, показывали свою удаль под восторженный гул зевак.
Когда купание
прекращалось, бабы набирали из проруби «иорданской водицы», несли
ее ведрами. Крещенской водой поили скотину, чтобы лучше
размножалась. Старались запастись «святой водой» из трех
крещенских прорубей. Ее хранили до весны. Весной окропляли «святой, иорданской» водицей
улья, ею разбавляли вино, которое
употребляли как надежное лекарство от всех
болезней.
У крестьянок
подмосковных, и верхневолжских губерний ценился и крещенский снег.
Его собирали в кучи и белили им потом новотканые холсты.
Раздольно
праздновали этот день. И до самой Масленицы продолжались гулянья –
повсюду играли свадьбы. С гиком и песнями мчались по зимним
дорогам свадебные поезда: на парах и тройках, с колокольчиками, под гармонь. И
светились смущенными
улыбками счастливые лица молодых. Радовался жизни российский народ...