18 М А Р Т А - 20 А П
Р Е Л Я
В Е Л И К И Й П О С Т. М А Р И
Я Е Г И П Е Т С К А Я.
В течение
семинедельного Великого поста, перед Пасхой, обычно справляют два великих праздника
— Благовещение и Вход Господень в Иерусалим, или, как его называют в народе, Вербное воскресенье, а также множество
памятных дней. Каждое утро совершаются службы в честь каких-либо святых. У
каждого святого в календаре русской православной
церкви есть свой определенный день,
некоторые в течение года поминаются два-три раза. Но переходящих, зависимых от Пасхи, памятных дней удостоены только два святых — преподобные Иоанн Лествичник и
Мария Египетская. Хотя помимо этого у каждого из них есть и определенный, постоянный день памяти: у Иоанна Лествичника
12 марта, а у Марии Египетской — 14 марта.
Вообще Пасха —
учредительница большого ряда праздников. С нею связано шесть великих всенародных
торжеств — Масленица, Вербное воскресенье, Красная горка, Вознесение, Троица и Духов день.
Они празднуются в определенном отдалении от Пасхи: одни — перед нею, другие —
после нее. И, кроме того, с нею же связано 46 памятных дней, требующих
особого богослужения.
Например, в дни Великого поста, в субботу его второй недели, поминают усопших
родственников, третье воскресенье называется Крестопоклонным — пекут «кресты»,
в субботу пятой недели
возносят похвалу Пресвятой Богородице, в субботу шестой недели отмечают «Воскрешение Лазаря». Из святых в дни Великого поста чествуют только двоих — Иоанна
Лествичника и Марию Египетскую.
Первого — в четвертое воскресенье Великого
поста, а вторую дважды — в четверг пятой недели и в пятое воскресенье.
Мария Египетская была любимицей
православных христианок. Ее трудная и сложная
судьба принималась близко к сердцу всеми
селянками, к ней с молитвами обращались в связи с семейными неурядицами, с неприятностями в женских
сердечных делах. На утренней службе в
четверг пятой недели Великого поста
читали канон «Стояние Марии Египетской», и ей и поныне посвящается в это утро значительная часть
богослужения.
В современном
церковном месяцеслове, изданном Московской Патриархией в 1979 году, «Житию
преподобной Марии Египетской» отведено на редкость обширное место — девять
страниц. И
изложено оно своеобразно: от имени самой Марии. Это – ее исповедь, которую
она поверила первому и единственному своему духовнику — пустыннику старцу Зосиме. Они нечаянно встретились в Заиорданской пустыне, в которой
оба обретались много лет в полном одиночестве.
Встреча случилась в
первом десятилетии VI века. «Шел он по пустыне 20
дней,— говорится в «Житии», — и однажды вдруг справа от него показалась как бы тень
человеческого тела. Он
ужаснулся, думая, что видит бесовское привидение, но, перекрестившись, отложил страх и, окончив молитву,
обратился в сторону тени и увидел идущего по пустыне обнаженного человека, тело которого было черно от солнечного
зноя, а выгоревшие короткие волосы
побелели, как агничее руно...
Но
лишь только нагой пустынник увидел идущего к нему Зосиму, тотчас
пустился от него бежать. Зосима, забыв свою старческую немощь и
усталость, ускорил шаг. Но вскоре он в изнеможении остановился у высохшего ручья и
стал слезно умолять удалявшегося подвижника: «Что ты бежишь от меня, грешного старца, спасающийся
в этой пустыне?»
Неизвестный, не
оборачиваясь, крикнул ему: «Прости, Зосима, не могу, обратившись, явиться лицу
твоему: я ведь женщина, и нет на мне, как видишь, никакой одежды для прикрытия телесной наготы. Но
если хочешь помолиться обо мне, великой и окаянной грешнице, брось мне
покрыться свой плащ, тогда смогу подойти к тебе под благословение...»
Прикрывшись плащом,
подвижница обратилась к Зосиме: «Что задумалось тебе,
Зосима, говорить со мной, женщиной грешной и не мудрой?»…
...С глубоким вздохом
он отвечал ей: «О мать духовная! Явно, что ты из нас двоих больше приблизилась
к Богу и умерла для мира...»
Святая подвижница
возразила: «Тебе скорее надлежит, Зосима, имея священный чин, за меня и за всех
молиться...»
Сказав так, святая
обратилась на восток и, возведя очи и подняв руки к небу, начала шепотом молиться.
Старец увидел, как она поднялась в воздухе на локоть от земли. От этого чудного видения
Зосима повергся ниц, не смея ничего произнести, кроме: «Господи,
помилуй!»
Ему пришел в душу
помысел — не привидение ли это вводит его в соблазн? Преподобная подвижница,
обернувшись, подняла его с земли и сказала: «Не привидение я. Я — женщина
грешная и
недостойная, хотя и ограждена святым Крещением».
...Видя и слыша это,
старец пал со слезами к ногам подвижницы: «Умоляю тебя Христом, Богом нашим, не таи от меня своей
подвижнической жизни, но расскажи ее всю, чтобы сделать явным для всех величие Божие...»
И святая подвижница
сказала: «Смущаюсь, отче, рассказывать тебе о бесстыдных моих делах. Ибо должен
будешь ты тогда бежать от меня, закрыв глаза и уши, как бегут от ядовитой змеи. Но
все же скажу тебе, отче, не умолчав ни о чем из моих грехов, ты же, заклинаю тебя, не
переставай молиться за меня, грешную, да обрящу дерзновение в День Суда.
Родилась я в Египте
и еще при жизни родителей, двенадцати лет от роду, покинула их и ушла в
Александрию. Там лишилась я своего целомудрия и предалась безудержному и ненасытному любодеянию. Более семнадцати лет
невозбранно предавалась я греху и совершала
все безвозмездно. Я не брала денег не
потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей. Думала я, что весь смысл жизни состоит
в утолении плотской похоти.
Проводя такую жизнь,
я однажды увидела множество на рода из Ливии и Египта, шедшего к морю, чтобы
плыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Захотелось и мне плыть с ними.
Но не ради Иерусалима и не ради праздника — прости, отче, — чтобы было больше с
кем предаваться разврату. Так села я на корабль...
Так прибыла я в
Иерусалим и во все дни до праздника, как и на корабле, занималась скверными делами.
Когда наступил
святой праздник Воздвижения Честного Креста Господня, я по-прежнему ходила,
уловляя души юных в грех. Когда настал час
Святого Воздвижения, я хотела войти со всем народом в церковь... Но едва я ступила
на порог, как меня остановила некая Божия сила, на
давая войти, и отбросила далеко от дверей, между тем, как
все люди шли беспрепятственно. Я думала, что, может быть, по женскому слабосилию не могла протиснуться в толпе, и опять
попыталась локтями расталкивать народ и
пробираться к двери. Как только моя нога касалась церковного порога, я останавливалась. Всех принимала церковь, никому не возбраняла войти, а меня,
окаянную, не пускала... Силы мои
иссякли. Я отошла и встала в углу церковной паперти.
Так я почувствовала,
что это грехи мои возбраняют мне видеть Животворящее Древо, сердца моего коснулась благодать Господня, я зарыдала...
И когда я помолилась,
почувствовала вдруг, что молитва моя услышана. В умилении веры, надеялась на Милосердную Богородицу, я опять присоединилась к входящим в
храм, и никто не оттеснил меня и не
возбранил мне войти...
Так познала я тайны Божий и что Бог готов
принять кающихся... Преклонив колени перед
иконой Пресвятой Богоматери, так я
молилась перед ней:
«О боголюбивая Владычице наша, Богородице! Ты не возгнушалась молитвы моей недостойной... Ныне направь меня на путь покаяния».
И вот, не кончив еще
моей молитвы, слышу голос, как бы говорящий издалека: «Если перейдешь за
Иордан, то обретешь блаженный покой». Я тотчас
уверовала, что этот голос был ради меня... и тотчас вышла из церковного
притвора и пошла прочь. Один человек дал мне три медные монеты. На них я купила
себе три хлеба и у продавца узнала путь на Иордан.
На закате я дошла до
церкви святого Иоанна Крестителя близ Иордана. Поклонившись,
прежде всего в церкви, я тотчас спустилась к Иордану и омыла его святою водой
лицо и руки. Затем я причастилась в храме святого Иоанна,
съела половину от одного из своих хлебов, запила его святой иорданской водой и проспала ту ночь на
земле у храма. На утро же, найдя невдалеке небольшой челн, я переправилась в нем
через реку на другой берег и опять горячо молилась Наставнице моей, чтобы Она направила
меня, как ей самой будет угодно. Сразу же после того я и пришла в эту пустыню».
Зосима спросил у преподобной: «Сколько же лет, мать моя, прошло с того времени, как ты поселилась
в этой пустыне?» — «Думаю,— отвечала она,— 47
лет прошло, как вышла я из Святого
Града».
Опять спросил Зосима:
«Неужели без болезней пребыла ты столько лет? И никаких искушений не принимала от внезапных прилогов и соблазнов?» — «Верь мне, Зосима,—
отвечала преподобная, — 17 лет
провела я в этой пустыне, словно с лютыми зверями борясь со своими помыслами...
Когда я начинала вкушать пищу,
приходил помысел о мясе и рыбе, к которым я привыкла в Египте. Хотелось мне и вина, потому что я много пила его, когда была в миру.
Здесь же, не имея часто простой воды и
пищи, я люто страдала от жажды и голода. Терпела я и более сильные бедствия: мной овладевали желания любодейных
песен, они будто слышались во мне, смущая слух и сердце. Я вспоминала тогда обеты, которые давала перед иконой Святой
Богородицы, и плакала, моля отогнать
терзавшие душу помыслы... Страстный
огонь разгорался внутри моего сердца и всю опалял меня, возбуждая похоть. Я же при появлении
окаянных помыслов повергалась на землю
и словно видела, что передо мною
стоит сама Пресвятая Поручительница и судит меня, преступившую данное обещание. Так не вставала я, лежа
ниц день и ночь на земле, пока вновь
не совершалось покаяние...
Так жила я в этой
пустыне первые семнадцать лет. Тьма за тьмой, беда за напастью обстояли меня,
грешную. Но с того времени и
доныне Богородица, Помощница моя, во всем руководствует мною.
Зосима опять
спрашивал: «Неужели тебе не потребовалось здесь ни пищи, ни одеяния?»
Она же отвечала:
хлебы мои кончились. После того я стала питаться кореньями и тем, что могла обрести
в пустыне. Платье, которое на мне было, когда я перешла Иордан, давно разодралось и истлело, и
мне потом пришлось терпеть и бедствовать и от зноя, когда меня палила жара, и от зимы,
когда я тряслась от холода. Сколько раз я падала на землю, как мертвая... Но с того времени и
до нынешнего дня сила Божия неведомо и многообразно соблюдала мою грешную душу и
смиренное тело... Как вспоминала, от сколького зла, и каких грехов избавил меня Господь, в том
находила я пищу неистощимую».
...Сказав все и
испросив еще раз молитв, преподобная повернулась и ушла в
глубину пустыни.
Спустя год, который
Зосима провел в своем монастыре, превозмогая навалившиеся на него хвори, они
снова встретились. Для свидания с Зосимой
Мария переправилась через Иордан на иерусалимский берег. Он причастил ее, а потом Мария сказала: «Иди теперь в свой монастырь, а на следующий год
приходи к тому иссохшему потоку, где
мы первый раз говорили с тобой».
Прошел еще год.
Зосима снова отправился в пустыню. Он дошел до иссохшего потока, на восточной
стороне которого увидел святую подвижницу. Она лежала мертвая, со сложенными, как подобает, на
груди руками, лицом обращенная к Востоку.
Обломком, который Зосима нашел у
поверженного невдалеке сухого дерева, он
выкопал могилу и, сотворив отходную молитву, похоронил покойницу на этом месте.
Вернувшись в свою
обитель, Зосима рассказал о своих встречах с преподобной Марией Египетской и о всех ее грехах и искупительных странствиях. Монахи
записали его рассказ, и из него составилось
впоследствии «Житие Марии Египетской» (Настольная
книга священнослужителя. Т. 3. М., 1979. С.
137—145.).
Судьба Марии
Египетской вызывала сердечное сочувствие у русских православных селянок.
Простые женщины считали ее покровительницей раскаявшихся блудниц и судьей на будущем Страшном суде
над теми, кто не раскаялся. И дни памяти Марии Египетской супруги проводили в воздержании, старались смирить свои любовные страсти.
Эти дни были
суровыми не только в связи с постом, но они выпадали на начальный период весны, когда заметно истощались
зимние припасы. Вместе с тем все ярче
пригревало солнышко, начиналось бурное
таяние снега. Крестьяне говорили: «С Марии снег и за колодой тает». Примечали: «Коли на Марию Египетскую разлив,
травы буйные будут».