17
М А Р Т А
Г Е Р А С И М _ Г Р А Ч Е В Н И К
Среди святых, которых
православные христиане чествуют в этот день, в церковном календаре выделен князь Даниил Александрович, средний сын Александра Невского, первый
Московский князь, сделавший к началу XIV века малоприметную до того Москву столицей княжества, которое энергично и
уверенно обретало
могущество и вес среди других русских княжеств.
Однако в народном
месяцеслове благоверный князь Даниил Московский уступил место святому Герасиму.
Одному из двух, память которых отмечается в этот день, — Герасиму Вологодскому. Впрочем,
преподобный Герасим тоже оставил заметный след не только в истории русского
православного христианства, но и в отечественной. Он
первым из киевлян добрался до «великих лесов» тогдашней новгородской земли, «еще до
зачала града Вологды», и в августе
1147 года заложил на месте будущего города
церковь во имя святой Троицы. Позже Герасим основал тут монастырь, также первый в вологодских лесах.
Прославился Герасим
среди местных лесных жителей и монастырской братии
тем, что умел «слепые разрешати» — успешно врачевал всякие глазные хвори и напасти.
Умер он в своем монастыре 4 марта 1178 года, в тот же самый день, в который он, будучи
отроком, принял пострижение в монахи. В этот день на Киевщине обычно прилетают первые
грачи, а их появление во всех краях русской земли считается знамением весны. Может быть, поэтому
и назвали преподобного Герасима Вологодского «грачевником».
Известно, как всегда
радует крестьян русских северных областей прилет первых грачиных стай, особенно
после затяжной и студеной зимы. Появление грачей непременно связывали с именем святого
Герасима. Так и говорили: «Герасим грачей пригнал», а «Грач на горе — весна на дворе».
Радовались, если грачи летели прямо в старые гнезда. Это предвещало дружную весну и указывало
срок главного дела: «Если грачи в гнезда сели, через три недели можно начинать сев
ранних хлебов».
Грачи — первые
хлопотливые спутники и помощники пахаря. Крестьянин, шагавший за сохой или плугом, с
удовлетворением отмечал грачиное нашествие. «Коли грач на нос садится», т. е. «тучно» кормится
на свежей пашне, значит, больше будет уничтожено личинок разных хлебных вредителей.
За полезную работу, за «сбережение» будущих посевов и почитали крестьяне это пернатое племя.
С днем
Герасима-грачевника была связана еще одна важная примета. Крестьяне считали, что с
прилетом грачей пропадали нечистые и злые силы, окружавшие людей в течение долгой зимы: домовые,
шишиги, кикиморы. Если к «домовому» можно было приноровиться, приладиться и ужиться с ним, то кикимора доставляла лишь неприятности. То
она стучала вьюшкой в печной трубе, то ни с
того ни с сего кидалась луковицей из подполья, то за ночь спутывала
пряжу, которую хозяйка не успела днем смотать
в клубок, а то, бывало, сбрасывала с полки глиняный горшок.
Бытовало поверье,
что в кикимор превращались некрещеные или дочери, проклятые в младенчестве
матерями и унесенные чертями. За это невидимые кикиморы и досаждали, особенно недобрым хозяйкам и
скупым хозяевам.
Некоторые спасались от присутствия
проказливых кикимор с помощью верблюжьей
шерсти с заговором: «Ах ты, гой еси, кикимора
домовая, выходи из горнична дома прочь!» Но в иных избах кикиморы никаким средствам воздействия не поддавались. Тогда оставалась одна надежда:
Герасим-грачевник приводил грачей, а
от них кикимора сама убегала и скрывалась все лето невесть
где. А зимой опять объявлялась в доме. И опять крестьянкам приходилось терпеть кикиморины проказы до Герасима-грачевника, до прилета грачей — добрых
вестников светлой весны, наполненной
вдохновенным трудом и веселыми праздниками.