Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

И Ю Н Ь 28.03.24
16 И Ю Н Я

16  И Ю Н Я

 

Л У К Ь Я Н    В Е Т Р Е Н И К

 

В годы самых жестоких гонений на христиан, в III веке, численность их общин, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, не только не убывала, а, напротив, разрасталась. Преследования властей усилили тягу народу к христианскому учению. Возрастала привлекательность его нравственных законов, его заботы о духовном обогащении угнетенных. От языческих богов отказывались даже жрецы и принимали христианскую веру. К старости, в годы правления императора Аврелиана, пересмотрел свои верования и жрец Лукилиан, служивший в Никомидии.

Оставаясь жрецом, Лукилиан тайно принял христианское крещение и, посещая скрывавшиеся от властей общины, стал проповедовать в них учение Христа. Через некоторое время он совсем отказался от жреческих обязанностей и спустя несколько лет был возведен в сан христианского епископа. Пользуясь большим авторитетом в народе, Лукилиан, или, как его позже стали именовать, Лукиан, обратил в христианство многих горожан. Однако действовал он так неосторожно, что не уберегся от доносчика, проникшего в одну из общин. Правитель Никомидии Сильван, получив донос на Лукиана, велел немедленно схватить его и водворить в темницу. С ним вместе заключили и четверых юных проповедников.

Лукиана и его сподвижников подвергли жестоким пыткам, но не сломили их духа. Сильван отправил их на суд императора в город Византию. Пока они сидели в тюрьме до суда, почти не получая никакой пищи, их тайно кормила и лечила их раны молодая христианка Павла, уроженка Никомидии.

После безжалостных и безуспешных истязаний юным проповедникам отсекли головы, и Лукиана распяли на кресте. Павла погребла тела казненных и вернулась в Никомидию. Стойкость Лукиана и его сподвижников укрепила ее дух, и Павла продолжала святое служение христианам. Но скоро и сама была арестована. Она также окончила свою жизнь в Византии, на плахе.

День памяти святого Лукиана (Лукьяна) в южной полосе России почти всегда совпадал с ветреной погодой. И примечено было, что летний «лукьяновский» ветер неизменно приносил с собою ненастье: «На дворе погоже, ветрено – не тоже». Поэтому в крестьянском общении в ходу был совет: «На Лукьяна не ложись спать рано, а примечай, откуда ветер дует». Приметы предупреждали: «Дует ветер с гнилого угла (т. е. с юго-запада) – жди ненастья. Сиверок на Лукьяна – рожь дождями зальет. Ветерок с восхода – к поветрию».

Не всякий, однако, ветер в эту пору наносил ущерб урожаю. «На Лукьяна южный ветер – к урожаю яровых, северо-западный – к сырому лету, восточный – к болезням, северо-восточный – дожди, вредные для налива ржи. Тянет ветер с полудни – всему хороший рост».

Ветер «с полудня» был весьма желанным (да и ныне также). На следующий день отмечалась память святителя Митрофана. В связи с этим сложился во многих местах обычай: вечером в Лукьянов день молодежь выходила за околицу «окликать» ветер, который, «своротив на полдень», приносил на хлебные нивы неторопливый дождь. «Выкликая» влагоносный ветер, пели:

Ты подуй теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ветрило,

На рожь-матушку, на яровину-яровую, на поле, на луга

Дожди животворные, к поре да ко времечку...

Ветер считался символом крестьянской силы и неизбывной энергии. Благополучие находили в той семье, где «от хозяина пахнет ветром, а от хозяйки – дымом».

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг