16
И Ю Н Я
Л У К Ь Я Н – В Е Т Р Е Н И К
В годы самых
жестоких гонений на христиан, в III веке, численность их общин,
особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, не только не убывала, а, напротив,
разрасталась. Преследования властей
усилили тягу народу к христианскому учению. Возрастала привлекательность его
нравственных законов, его заботы о духовном
обогащении угнетенных. От языческих богов отказывались даже жрецы и
принимали христианскую веру. К старости, в годы правления императора Аврелиана,
пересмотрел свои верования и жрец Лукилиан,
служивший в Никомидии.
Оставаясь жрецом,
Лукилиан тайно принял христианское крещение и, посещая скрывавшиеся от властей общины, стал проповедовать в них учение Христа. Через некоторое
время он совсем отказался от
жреческих обязанностей и спустя несколько лет был возведен в сан христианского
епископа. Пользуясь большим авторитетом в народе, Лукилиан, или, как его
позже стали именовать, Лукиан, обратил в
христианство многих горожан. Однако действовал он так неосторожно, что не уберегся от доносчика, проникшего в одну из общин. Правитель Никомидии
Сильван, получив донос на Лукиана,
велел немедленно схватить его и водворить в темницу. С ним вместе заключили и четверых юных проповедников.
Лукиана и его
сподвижников подвергли жестоким пыткам, но не сломили их духа. Сильван отправил их
на суд императора в город Византию. Пока они сидели в тюрьме до суда, почти
не получая никакой пищи, их тайно кормила и лечила их раны молодая христианка Павла,
уроженка Никомидии.
После безжалостных и безуспешных
истязаний юным проповедникам отсекли головы,
и Лукиана распяли на кресте. Павла погребла тела казненных
и вернулась в Никомидию. Стойкость Лукиана и
его сподвижников укрепила ее дух, и Павла продолжала святое служение
христианам. Но скоро и сама была арестована. Она
также окончила свою жизнь в Византии, на плахе.
День памяти святого
Лукиана (Лукьяна) в южной полосе России почти всегда совпадал с ветреной
погодой. И примечено было, что летний «лукьяновский» ветер неизменно приносил
с собою
ненастье: «На дворе погоже, ветрено – не тоже». Поэтому в крестьянском
общении в ходу был совет: «На Лукьяна не ложись спать рано, а примечай, откуда ветер дует». Приметы
предупреждали: «Дует ветер с гнилого угла (т.
е. с юго-запада) – жди ненастья.
Сиверок на Лукьяна – рожь дождями зальет. Ветерок с восхода – к
поветрию».
Не всякий, однако,
ветер в эту пору наносил ущерб урожаю. «На Лукьяна южный ветер – к урожаю яровых,
северо-западный – к сырому лету, восточный – к болезням, северо-восточный – дожди, вредные
для налива ржи. Тянет ветер с полудни – всему хороший рост».
Ветер «с полудня» был
весьма желанным (да и ныне также). На следующий день отмечалась память святителя
Митрофана. В связи с этим сложился во многих местах обычай: вечером в Лукьянов день молодежь выходила за околицу
«окликать» ветер, который, «своротив на полдень», приносил на хлебные нивы неторопливый дождь.
«Выкликая» влагоносный ветер, пели:
Ты подуй теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ветрило,
На рожь-матушку, на яровину-яровую, на поле, на луга
Дожди животворные, к поре да ко
времечку...
Ветер считался
символом крестьянской силы и неизбывной энергии. Благополучие находили в той семье, где «от хозяина пахнет ветром, а от хозяйки – дымом».