16 М А Я
М А В Р А – З Е Л Е Н Ы Е
Щ И
Подвижничество в
раннем христианстве примечательно выдающимися неповторимыми историями, в которых дух человеческий, его внутренняя сила и воля проявлялись в столь же
редкостном исключении, как неповторим сам человек ни нравом, ни своим обликом. Это в наше время, подчиняясь стереотипам
партийной идеологии, подвиги
приобрели своего рода эталонную форму: предал отца «в классовой борьбе» –
Павлик Морозов, выдал десять норм за смену – Стаханов, лег на вражескую
амбразуру – Матросов, взлетел в космос –
Герой Советского Союза. В христианском
же подвижничестве не было и не могло быть «примеров» для подражания, образцов «героизма». Каждый стоял,
страдал за свои убеждения, за
преданность учению Иисуса Христа, как мог сам, своей собственной силой духа, душевной и
физической твердостью. Поэтому нет, кроме Иисуса Христа, в христианстве
мучеников, которые выделялись бы особо, на
которых указывали бы, как на пример, и
призывали бы к повторению выдающегося подвига.
Никто из христианских подвижников и не мыслил, что после своей мученической смерти – он или она –
будет причислен к лику святых и
навечно останется в народной памяти и вечно – ему или ей – будут возноситься наивысшие общественные почести. И только время и
духовные потребности народа разделяют
подвиги, подобно тому, как делятся звезды на небе на более или менее яркие. Но звезда, свет ее неугасим, а
яркость подвижника – это лишь видимость. Вот так в различной «видимости»
народной вошли в святцы и молодые супруги,
святые мученики Тимофей и Мавра,
слившиеся в своем подвиге, но разделившиеся со временем в почитании.
Они жили во второй половине III века в небольшом селении Перапеи египетской области Фивиада. Тимофей, сын
христианского священника, еще с отроческих лет овладев грамотой, служил чтецом в церковном клире и был переписчиком и
хранителем богослужебных книг. В
истории христианства он – один из первых «библиотекарей», благодаря
заботам которых до нас дошли сокровища
древней письменной культуры.
Однажды недруги
Тимофея, это было в 286 году, донесли правителю области Ариану о «недозволенных»
занятиях молодого христианского просветителя. Как раз незадолго до того к власти в Римской
империи, в подчинении которой в то время находился и Египет, пришел император Диоклетиан. Иллириец родом,
выходец из семьи вольноотступника, малообразованный и грубый, Диоклетиан дослужился до высоких чинов в армии, и
после убийства императора Нумериана был избран новым императором. Заботясь об удержании в подчинении восточных
провинций, он не поехал даже в Рим,
где поставил своим соправителем Максимиана, а сделал своей столицей город
Никомидию на одном из островов Мраморного моря. При Диоклетиане усилились
гонения на христианские общины.
Докатились они и до Египта. В дом, где жил Тимофей и хранил свои
книги, ворвались воины, посланные
правителем, и учинили погром. Все книги сожгли, а Тимофея избили. Но он продолжал свой труд. Только стал
более осторожным и хранил драгоценные
книги в укромном месте.
Донос повторился.
Опять правитель прислал стражников. На этот раз они ничего не нашли. Стражники
разгромили жилище Тимофея, только что справившего свадьбу с молодой сельской красавицей Маврой,
такой же истовой христианкой. Войдя в дом мужа, она с первого дня стала ревностной
помощницей в его благородном деле.
Не найдя книг, стражники по приказу
Ариана заключили Тимофея в темницу и
подвергли юного книголюба жестоким пыткам, стараясь вызнать у него место хранения запрещенных книг. Он выдержал все
истязания. Тогда его подвесили на столбе вниз головой с камнем на шее.
Он, теряя сознание, не выдал своей тайны. Ариан
велел привести его юную жену Мавру и пытать упрямого мужа на ее глазах. Но
Тимофей, превозмогая муки, убедил молодую
подругу проявить твердость духа и идти вместе с ним на подвиг. Она клятвенно заверила мужа: «Я готова
умереть с тобой!» Ариан приказал
пытать и Мавру. Ей вырвали волосы на голове. Но и она не сказала ни слова о спрятанных книгах, не отреклась от своей
веры. Ее опускали в кипящий котел. Ничто не могло сломить ее духа.
После изощренных,
но бесплодных истязаний Ариан распорядился сбить два креста. Их врыли рядом и
распяли на них, лицом друг к другу, Тимофея и Мавру. Девять дней они висели на
крестах, угасающим взглядом поддерживая один другого. На десятый день они умерли. Так
в нетленную память христианства вошли имена юных супругов Тимофея и Мавры, святых
мучеников.
И хотя 16(3) мая в
час утрени в православных храмах поминают обоих, в народном календаре выделилась
только Мавра, избранная одной из весенних крестьянских
первовестниц и благодетельниц. Ее назвали «Мавра-зеленые щи». Зеленые щи – это
первое свежее блюдо на крестьянском столе после долгого зимнего и ранневесеннего
однообразия в питании селянина. Надоевшие щи из квашеной капусты, наконец, сменялись
давно желаемой похлебкой из свежей листовой зелени.
Об этом расхожем и всегда высокоценимом лакомом блюде газета «Тамбовские
губернские ведомости» в 1864 году писала: «Зеленые, или пустые, щи – потому, что их
варят уже не из кислой капусты, которой к этому времени остается немного в
запасе, а из щавеля, лебеды, сныти, крапивы, которая и жгуча
родится, да
в щи годится. Но такие щи для русского живота – пустые щи».
Про щи «с ничем» в народе говорили: «Пустые щи, хоть порты полощи». И чтобы их
сдобрить, щи ели «с подбелкою» – со сметаной.
В каждом
крестьянском доме щи были основной, редко сменяемой пищей. «Щи да каша – пища наша», –
гласила каждодневная поговорка. Варили щи по-разному, каждая хозяйка по-своему. Одни любили щи
жидкие, другие – густые. В ином доме из печи вытаскивали томленные в чугуне столь густые щи, что хозяин,
не без удовольствия берясь за ложку,
приговаривал: «Вот щи, так щи: плетью вдарь –
пузырь не вскочит». Наваристые щи хвалили: «Ешь
щи, будет шея бела, голова кудревата».
Собираясь в зимний
извоз, на заработки и надолго покидая дом, крестьяне брали в дорогу несколько
«кружков» замороженных щей. На постоялых дворах харчевни встречались редко, и извозчики
питались своими, домашними щами, которые ничего не стоило разогреть на любом костерке, на
загнетке или в только истопленной печи. Щи с
пирогами – сытнее и вкуснее ничего не было.
Вот и ходило среди извозчиков присловье: «Чем живешь? Долгами. А что
жуешь? Щи с пирогами». Когда дорожный запас кончался
до срока, тужили: «Кабы
голодному щец, всему бы молодец». Щи никогда не приедались. Говорили:
«Отец родной надоест, а щи не надоедят».
А весенние зеленые
щи и того были вкусней. Да каша с молоком, которое коровы уже начинали носить с пастбища. И варили первую молочную кашу тоже «на
Мавру». За то и почитали мученицу Мавру, что добавляла к крестьянскому
столу первые дары «земли-матушки».