Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Ф Е В Р А Л Ь 27.11.24
16 февраля

16   февраля

 

С И М Е О Н – Б О Г О П И И М Е Ц 

И  А Н Н А  П Р О Р О Ч И Ц А

 

День Симеона и Анны является как бы продолжением великого праздника Сретения, его светлым дополнением. В православном церковном календаре так и указано: «Попразднество Сретения».

Почитание праведников Симеона и Анны исходит от Евангелия, написанного апостолом Лукой. Лишь он один из четырех евангелистов обстоятельно воспроизвел картину встречи в храме младенца Иисуса Христа с Симеоном и Анной, благословившими его именем Господа.

Апостол Лука, утверждая достоверность происшедшего события, писал в предисловии, что после «тщательного исследования» он использовал «повествования» очевидцев. Он много лет общался с престарелой Марией и многое описал в своем Евангелии с ее слов. О «Сретении» у него сказано следующее: «В Иерусалиме жил человек по имени Симеон: человек этот был праведен и благочестив... И было ему предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. И вот по вдохновению свыше он пришел в храм, и, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над ним полагающееся по закону, он принял Его на руки свои и, воздав хвалу Богу, воскликнул: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему: с миром. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех народов: свет к просвящению язычников, и к славе народа Твоего – Израиля.

Его мать и Иосиф были изумлены этими словами о Нем, а Симеон благословил их и сказал Марии, матери Его: Этот (Младенец) лежит на погибель и возрождение многих в Израиле, словно камень преткновения: благодаря Ему откроются тайные помыслы многих: тебе же самой Он, словно меч, поразит сердце.

Была там и Анна Пророчица, дочь Фануила из рода Асира, весьма преклонного возраста, которая прожила с мужем семь лет после девичества своего: оставшись вдовой, она так и прожила до восьмидесяти четырех лет, не покидая храма, она день и ночь служила Богу молитвою и постом.

В тот же самый час подошла и она и, воздав хвалу Богу, возвестила о Младенце всем ожидающим избавления Иерусалима» (Лука, II, 25–38).

После памятной встречи с младенцем Иисусом Христом судьба вознаградила Симеона высоким назначением. Как сказано в апокрифической «Истории Иакова о рождении Марии», Симеон был избран первосвященником Иерусалимского храма вместо Захария, отца Иоанна Крестителя, погибшего от рук убийц, подосланных царем Иродом.

Об Анне же больше ничего не известно. В народном календаре есть лишь одно указание, связанное со старицей Иерусалимского храма: «На Анну Пророчицу тепло – медведь в берлоге поворотился, крестьянин о молотьбе должен заботиться».

«Забота о молотьбе» и стала знаком этого дня. День Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы крестьяне называли починками» – с этого дня принимались в каждом дворе за починку летней упряжки, тележных ходов и земледельческого инвентаря. В «заботу о молотьбе» входили первым делом хлопоты, связанные с кузнечными работами: оковывались цепи, молотильные катки, ремонтировались веялки и- «кружала». Все это были мелкие, но канительные дела, требовавшие много времени и энергии.

«Починки» расчинали особым, как и многие другие хозяйственные памятные дни, забавным обрядом. К нему и поговорка обязывала: «На Симеона – саламата на двор: расчинай починки».

Крестьянки с утра в этот день затевали саламату – варили жидкий овсяной кисель или мучную кашицу, которую чинно ели всей семьей, приправив это бесхитростное блюдо постным маслом и солью. Или пекли саламатник – толокняный пирог на постном масле. Он был центром праздничного стола. Других угощений в этот день не полагалось, потому что предписывалось воздержание от скоромного.

За столом шутили, уписывая пирог или хлебая саламату, и нахваливали хозяйку: «Ливенцы саламатой мост обломили». Издавна молвилась такая байка. Во времена крепостного права существовал обычай поздравлять саламатой барина и барыню. Ливенские крестьяне однажды переусердствовали, наварили в подарок своим господам огромную бадью саламаты, повезли через овраг, а мосток тяжести не выдержал. И пошла гулять насмешка по всей России. От саламаты родилось выражение: «саламатить» – говорить пространно, нудно и пусто.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг