16 февраля
С И М Е О Н – Б О Г О П И И М Е Ц
И А Н Н А П Р О Р О Ч И Ц А
День Симеона и Анны является как бы продолжением великого праздника
Сретения, его светлым дополнением. В православном церковном календаре так и указано: «Попразднество Сретения».
Почитание
праведников Симеона и Анны исходит от Евангелия, написанного
апостолом Лукой. Лишь он один из четырех евангелистов обстоятельно воспроизвел картину
встречи в храме младенца Иисуса Христа с Симеоном и Анной, благословившими его именем Господа.
Апостол Лука,
утверждая достоверность происшедшего события, писал в предисловии, что после
«тщательного исследования»
он использовал «повествования» очевидцев. Он много лет общался с престарелой Марией и многое описал в
своем Евангелии с ее слов. О «Сретении» у него сказано следующее: «В
Иерусалиме жил человек по имени Симеон: человек этот был праведен и благочестив... И было ему предсказано Духом
Святым, что он не умрет до тех пор,
пока не увидит Христа Господня. И вот по
вдохновению свыше он пришел в храм, и, когда родители принесли Младенца
Иисуса, чтобы совершить над ним полагающееся
по закону, он принял Его на руки свои и, воздав хвалу Богу, воскликнул: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему: с миром. Ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал перед лицом всех народов: свет к просвящению
язычников, и к славе народа Твоего – Израиля.
Его мать и Иосиф были
изумлены этими словами о Нем, а Симеон благословил их и сказал
Марии, матери Его: Этот (Младенец) лежит на погибель и возрождение многих в Израиле, словно камень
преткновения: благодаря Ему
откроются тайные помыслы многих: тебе же самой Он, словно меч, поразит сердце.
Была там и Анна
Пророчица, дочь Фануила из рода Асира,
весьма
преклонного возраста, которая прожила с мужем семь лет после девичества
своего: оставшись вдовой, она так и прожила до восьмидесяти четырех лет, не покидая
храма, она день и ночь служила Богу молитвою и постом.
В тот же самый час
подошла и она и, воздав хвалу Богу, возвестила о Младенце всем ожидающим
избавления Иерусалима» (Лука, II,
25–38).
После памятной
встречи с младенцем Иисусом Христом судьба вознаградила Симеона
высоким назначением. Как сказано в апокрифической «Истории Иакова
о рождении Марии», Симеон был избран
первосвященником Иерусалимского храма вместо Захария, отца Иоанна
Крестителя, погибшего от рук убийц, подосланных царем Иродом.
Об Анне же больше
ничего не известно. В народном календаре есть лишь одно указание, связанное со
старицей Иерусалимского храма: «На Анну Пророчицу тепло – медведь в берлоге поворотился, крестьянин о
молотьбе должен заботиться».
«Забота о молотьбе»
и стала знаком этого дня. День Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
крестьяне называли починками» – с этого дня принимались в каждом дворе за починку летней упряжки,
тележных ходов и земледельческого инвентаря. В «заботу о молотьбе» входили
первым делом хлопоты, связанные с кузнечными работами: оковывались цепи, молотильные катки,
ремонтировались веялки и- «кружала». Все это были мелкие, но
канительные дела, требовавшие много времени и энергии.
«Починки» расчинали
особым, как и многие другие хозяйственные
памятные дни, забавным обрядом. К нему и поговорка обязывала: «На Симеона – саламата на двор: расчинай
починки».
Крестьянки с утра в
этот день затевали саламату – варили жидкий овсяной кисель или мучную кашицу,
которую чинно ели всей семьей, приправив это бесхитростное блюдо постным маслом и солью. Или
пекли саламатник – толокняный пирог на постном масле. Он
был центром праздничного стола. Других угощений в этот день не полагалось, потому
что предписывалось воздержание от скоромного.
За столом шутили,
уписывая пирог или хлебая саламату, и нахваливали хозяйку: «Ливенцы
саламатой мост обломили». Издавна молвилась такая байка. Во времена крепостного
права существовал
обычай поздравлять саламатой барина и барыню. Ливенские
крестьяне однажды переусердствовали, наварили в подарок своим господам огромную бадью
саламаты, повезли через овраг, а мосток тяжести не выдержал. И пошла гулять насмешка по всей России. От саламаты родилось выражение: «саламатить» – говорить
пространно, нудно и пусто.