15 М А Я
Б О Р И С И Г Л Е Б
Борис и Глеб – первые
святые на Руси.
История их
трагической гибели уже многие столетия привлекает к себе внимание и христианских
летописцев, и «мирских» ученых-исследователей. Об обстоятельствах смерти братьев
спорят
до сих пор.
Первая летописная
повесть «Об убиении Борисове» была написана в том же, когда это случилось, 1015
году и стала одной из
составных частей «Повести временных лет». Затем появилось «Сказание, страсть и
похвала святых мучеников Бориса и Глеба», составленное
неизвестным автором. Летописец Нестор, кроме того, оставил «Чтение о житии и погублении блаженных
страстотерпцев Бориса и Глеба». А
весь цикл письменных памятников о
гибели братьев Бориса и Глеба насчитывает 255 списков.
Как это произошло?
Что этому предшествовало?
В 972 году в битве с
печенегами погиб славный киевский князь Святослав, сын Игоря и Ольги, правивший великим Киевским
княжеством 28 лет. После него остались три сына: Ярополк занял киевский «стол», Олег «сел» в Овруче, а Владимиру
достался Новгород. Ярополк враждовал
со своими братьями. В 977 году он
вторгся с дружиной в деревскую землю, которой владел Олег, и в жестокой битве
истребил Олегову рать во главе с князем. Услышав об этом, Владимир бежал из Новгорода в варяжскую "землю, а Ярополк вошел в Новгород и
присоединил его к своим владениям.
Однако Владимир вернулся с варяжской ратью и прогнал из Новгорода посадников, оставленных Ярополком. Собрав большое войско, он двинулся на Киев. В
многодневных схватках Ярополк
потерпел поражение и погиб. Владимир, завоевав Киевское княжество, взял себе и беременную жену Ярополка, родом гречанку. Вскоре она родила сына,
нареченного Святополком.
А всего Владимир
имел четыре жены, и от всех были сыновья. Двое младших – Борис и Глеб – от болгарки.
Когда сыновья выросли, Владимир посадил старшего Святополка на княжение в Пинске, Бориса – в Ростове, а Глеба – в
Муроме. Наделил княжескими уделами и других сыновей, требуя от каждого беспрекословного вассального повиновения.
Святополк, будучи
пасынком, не пользовался любовью великого князя. С неприязнью относился и он к
своим сводным братьям. И
когда в 1015 году Владимир умер, Святополк, стремясь утвердиться на Киевском великокняжеском столе,
принялся уничтожать сводных братьев
как возможных соперников.
Однажды Святополку
донесли, что Борисова дружина, самая многочисленная и сильная, потребовала от
своего князя: «Поди сядь в Киеве на отчий княжеский стол –
ведь все воины в твоих руках». Но Борис отклонил требование Дружины: «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же
еще и старшего, которого чту я как отца».
Святополк не поверил
в миролюбие Бориса. Ближайшей ночью на стан Борисовой дружины пробрались убийцы.
Улучили подходящий
момент, когда Борис остался в своем шатре наедине с молодым дружинником
Георгием. Как тати, ворвались убийцы в княжеский шатер и «поразили князя копьями».
Под ударами копий пал и отрок Георгий, пытавшийся заслонить собою князя. «И так
почил Борис, предав душу свою в руки Бога живого в 24 день месяца июля».
Глеб же в своем
Муроме не ведал ни о смерти отца, ни о гибели брата. И вот прискакал к нему гонец с
зовом от Святополка: «Приходи немедля. Отец зовет тебя, тяжко болен он». Но
другой Глебов
брат Ярослав, княживший в Новгороде, через своего посланца
предостерег: «Не ходи, брат! Отец твой умер, а брат твой убит Святополком».
Глеб поверил этой горестной вести, но не посмел ослушаться зова старшего брата. И
поплыл с малою дружиной по Днепру, через Смоленск. Тут в устье речки Смядыни подстерегли Глеба
подосланные Святополком злодеи. Нашли палача среди Глебовых слуг. «Повар же
Глебов, по имени Терчин, взял нож и, схватив блаженного,
заклал его, как агнца непорочного
и невинного. Месяца сентября в 5-й день, в понедельник».
Четвертый из братьев,
новгородский князь Ярослав, похоронил Глеба в Вышгороде, близ Киева, рядом с
Борисом.
В неутолимом гневе,
собрав войско, двинулся Ярослав против братоубийцы и в жестокой сече разгромил
дружину Святополка. Сам же Святополк ударился в бегство «и прибежал в
пустынное место между Чехией и Польшей и тут бесчестно скончался».
Став великим князем
в Киеве, Ярослав Мудрый глубоко почитал погибших своих братьев Бориса и Глеба.
По его настоянию спустя шесть лет Собор византийских и русских церковных
иерархов причислил «князей-страстотерпцев» к лику святых. Они стали первыми на
Руси святыми православной церкви. Прах обоих был торжественно погребен в Вышгороде, в
особо устроенной часовне. А 24 июля 1026 года в Вышгороде же был освящен
построенный
по велению Ярослава Мудрого пятиглавый храм в честь святых мучеников Бориса
и Глеба, где и были помещены их мощи.
Шли годы. Обветшал деревянный храм Бориса
и Глеба. Спустя сто лет после их гибели, 2
мая 1115 года, в неделю жен-мироносиц, в Вышгороде состоялись необычные
торжества. Со всей Русской земли съехались
сюда князья и епископы. Толпы народа со всех дальних и ближних
окрестностей запрудили улицы, чтобы принять участие в невиданной церемонии. В
этот день состоялось перенесение мощей Бориса и Глеба из старой ветхой церкви в
новую, каменную, предназначенную стать их постоянной
усыпальницей. Под колокольный звон и
пение хоров плыли над головами людей
серебряные, окованные золотом саркофаги, называемые раками. Праздник
продолжался три дня, и с этого времени память святых Бориса и Глеба ежегодно
стали отмечать – 2 мая (15-го по новому
стилю).
Этот день стал не
случайно первым христианским народным праздником на Руси. Известный нам первый
земледельческий календарь, составленный в IV веке, начинал счет
дней именно со 2 мая. Указанный день совпадал в Киевском княжестве с появлением на полях
первых всходов яровой пшеницы и ячменя.
Бориса и Глеба стали считать
покровителями яровых хлебов, ревнителями плодородия земли, распорядителями
судьбы урожая. Это «назначение» отражено на самых
первых их изображениях. На одной из
ранних каменной иконке в старой Рязани, изображавшей обоих
«страстотерпцев», Борис, названный «Хлебником», изваян в плаще, покрытом знаками хлебных семян, а подол одежды
символически представлял собою пашню. А у Глеба на всей одежде даны
широкие завитки зеленых колосьев. Созревание же ранних хлебов совпадает со второй датой памяти обоих святых – 24 июля (6 августа) – временем жатвы. Как весенний, так и летний дни памяти Бориса и
Глеба считались праздничными. Работа
в поле не позволялась: «На Глеба и
Бориса за хлеб не берися», – строго требовала народная поговорка.