15 февраля
С Р Е Т Е Н И Е
В народе «сретение»
толковалось как «встреча зимы с весной». Говорили: «На Сретение зима весну
встречает, заморозить
Красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения
только потеет». В маленьком образном
присловье неизменно рисовалась
картина доброй погоды, которая обычно выпадала на этот день – 2(15) февраля:
мороз, солнце, капель... Не о сретенском ли утре писал А. С. Пушкин:
Мороз и солнце! День
чудесный!..
Поговорки о погоде в
этот день утверждают:
На Сретение кафтан с шубой встретился.
На Сретение цыган шубу продает.
Волокуша (поземка) на Сретение корма
подметает.
На Сретение солнце на лето, зима – на мороз.
А приметы, как всегда, связаны с будущим
урожаем, с предстоящей погодой:
В Сретение капель – урожай пшеницы.
Ясная погода.в
Сретение – к плохому
урожаю: травы будет много, а хлеба мало.
Впрочем, в разных местах – свои приметы:
В Сретение метель дорогу переметает — к неурожаю.
«Если на Сретение
вьюга — хлеба не будет», – говорили крестьяне
Саратовской губернии. «Если на Сретение курочка напьется у порога из
талой лужицы – весна ожидается ранняя и теплая», – гласила самая
распространенная примета. Ее знали даже дети.
Была примета,
относившаяся к самому празднику: «Недобрая Срета – заяц через дорогу перебежит, а
добрая – волк».
Такая «встреча» иногда случалась в этот день
у селян, когда они шли на
благослужение из ближайшей деревни в село, где была церковь.
На утренней службе священник произносил
величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и
чтим Пречистую Матерь Твою. Его же по закону ныне принеслися еси в храм
Господень».
В этой фразе на
малопонятном ныне церковнославянском языке заключается объяснение сути праздника. О
чем тут идет речь?
Спустя 40 дней после
рождения Иисуса Христа Мария понесла младенца в
храм, как требовал обычай, чтобы выкупить его у Бога, так как по древнееврейским
верованиям все новорожденные принадлежали Богу.
В Иерусалимском храме
и произошло «Сретение» – Марию с младенцем на руках встретил посланный Богом
старец Симеон.
Во второй главе Евангелия от Луки об этом сказано: «Тогда был в Иерусалиме
человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий
утешения Израилева, и Дух святой был на нем. Ему было предсказано Духом
святым, что
он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по
вдохновению в храм».
Симеона сопровождала
пророчица Анна. Он взял младенца на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, владыко, по слову твоему, с миром, ибо видели очи мои
спасение Твое, которое Ты уготовил перед лицом всех народов...» Потом Симеон благословил
родителей Иисуса, которые «дивились сказанному».
Поскольку
достоверность этого события почти пятьсот лет вызывала у богословов споры и различные
суждения, день Сретения был признан праздником только в начале VI
века. А при византийском императоре Юстиниане в 554 году ему придали особую
торжественность и обрядность, и он вошел в число «двунадесятых» праздников православной
церкви. В сретенское богослужение
обязательно устраивается крестный ход вокруг храма.
Как и другие
христианские народные праздники, Сретение отмечалось особыми хозяйственными заботами.
В день Сретения на базарах определялись цены на хлеб. Если к этому дню они не поднимались,
считали, что в течение всей зимы и не будут высокими.
Со Сретения менялся
образ жизни крестьян. Хотя впереди еще оставалось более трети зимы, крестьяне
южных губерний прекращали вечерние работы и старались управиться с ними и поужинать засветло.
Женщины уже не пряли и не ткали холсты при огне. К концу февраля день прибывал на три
часа, и за день много можно было сделать. Крестьянки начинали готовиться к весенним работам,
к делам на огороде. У домашней скотины появлялся приплод. В избе, за печкой или в теплом кутушке, помещали
новорожденных телят и ягнят. Кур начинали прикармливать овсом, чтобы лучше неслись.
Новые заботы со всех сторон окружали хозяйку.
Хозяин же принимался
за сбрую, земледельческий инвентарь. Сельские шорники и кузнецы не управлялись с
заказами. Правились сохи, плужки, бороны, готовилась новая сбруя. Налаживались новые хода телег – этим
занимались колесники. В каждом дворе
оживлялась трудовая жизнь. За Сретением уже виднелась скорая весна – пора новых благодатных трудов земледельца.