Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Ф Е В Р А Л Ь 29.03.24
15 февраля

15   февраля

 

С Р Е Т Е Н И Е

 

В народе «сретение» толковалось как «встреча зимы с весной». Говорили: «На Сретение зима весну встречает, заморозить Красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет». В маленьком образном присловье неизменно рисовалась картина доброй погоды, которая обычно выпадала на этот день – 2(15) февраля: мороз, солнце, капель... Не о сретенском ли утре писал А. С. Пушкин:

Мороз и солнце! День чудесный!..

Поговорки о погоде в этот день утверждают:

На Сретение кафтан с шубой встретился.

На Сретение цыган шубу продает.

Волокуша (поземка) на Сретение корма подметает.

На Сретение солнце на лето, зима – на мороз.

А приметы, как всегда, связаны с будущим урожаем, с предстоящей погодой:

В Сретение капель – урожай пшеницы.

Ясная погода Сретение – к плохому урожаю: травы будет много, а хлеба мало.

Впрочем,  в разных местахсвои приметы:

В Сретение метель дорогу переметает к неурожаю.

«Если на Сретение вьюга — хлеба не будет», говорили крестьяне Саратовской губернии. «Если на Сретение курочка напьется у порога из талой лужицы – весна ожидается ранняя и теплая», – гласила самая распространенная примета. Ее знали даже дети.

Была примета, относившаяся к самому празднику: «Недобрая Срета – заяц через дорогу перебежит, а добрая – волк». Такая «встреча» иногда случалась в этот день у селян, когда они шли на благослужение из ближайшей деревни в село, где была церковь.

На утренней службе священник произносил величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою. Его же по закону ныне принеслися еси в храм Господень».

В этой фразе на малопонятном ныне церковнославянском языке заключается объяснение сути праздника. О чем тут идет речь?

Спустя 40 дней после рождения Иисуса Христа Мария понесла младенца в храм, как требовал обычай, чтобы выкупить его у Бога, так как по древнееврейским верованиям все новорожденные принадлежали Богу.

В Иерусалимском храме и произошло «Сретение» – Марию с младенцем на руках встретил посланный Богом старец Симеон. Во второй главе Евангелия от Луки об этом сказано: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух святой был на нем. Ему было предсказано Духом святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм».

Симеона сопровождала пророчица Анна. Он взял младенца на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, владыко, по слову твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил перед лицом всех народов...» Потом Симеон благословил родителей Иисуса, которые «дивились сказанному».

Поскольку достоверность этого события почти пятьсот лет вызывала у богословов споры и различные суждения, день Сретения был признан праздником только в начале VI века. А при византийском императоре Юстиниане в 554 году ему придали особую торжественность и обрядность, и он вошел в число «двунадесятых» праздников православной церкви. В сретенское богослужение обязательно устраивается крестный ход вокруг храма.

Как и другие христианские народные праздники, Сретение отмечалось особыми хозяйственными заботами. В день Сретения на базарах определялись цены на хлеб. Если к этому дню они не поднимались, считали, что в течение всей зимы и не будут высокими.

Со Сретения менялся образ жизни крестьян. Хотя впереди еще оставалось более трети зимы, крестьяне южных губерний прекращали вечерние работы и старались управиться с ними и поужинать засветло. Женщины уже не пряли и не ткали холсты при огне. К концу февраля день прибывал на три часа, и за день много можно было сделать. Крестьянки начинали готовиться к весенним работам, к делам на огороде. У домашней скотины появлялся приплод. В избе, за печкой или в теплом кутушке, помещали новорожденных телят и ягнят. Кур начинали прикармливать овсом, чтобы лучше неслись. Новые заботы со всех сторон окружали хозяйку.

Хозяин же принимался за сбрую, земледельческий инвентарь. Сельские шорники и кузнецы не управлялись с заказами. Правились сохи, плужки, бороны, готовилась новая сбруя. Налаживались новые хода телег – этим занимались колесники. В каждом дворе оживлялась трудовая жизнь. За Сретением уже виднелась скорая весна – пора новых благодатных трудов земледельца.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг