14 Н О Я Б Р Я
К У
З Ь М И Н К И
История календарной
«специализации» святых Кузьмы и Демьяна – один из множества примеров сближения
церковного канонического
чинопочитания с определенного срока хозяйственными
заботами крестьянина. Народ часто не принимал во внимание прижизненную
профессию почитаемого святого. Важно, какому
делу потребен был небесный покровитель. Выбор определяли народные
симпатии. Так, с незапамятных времен уроженцы города Ассии братья Косма и Дамиан, по профессии медики, были наречены
кузнецами. В день ледостава на малых речках и озерах мужики говорили: «Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идет». Со временем два брата слились в один образ,
и день их памяти в народе назвали по
имени первого из них – Кузьминки. А в
году учредили даже двое Кузьминок – еще 14(1) июля.
Имя Кузьма или Козьма
в русских народных поговорках означало
«бедный», «горький». Отсюда и распространились нарицательные присловья: «Кузьма
– бесталанная голова» или «Горькому Кузюшке –
горькая долюшка».
Но Кузьма слыл не
только «бедным» да «горьким». Он отличался также хитростью и злонравием. Выражение «подкузьмить»
означало «поддеть», «обхитрить». И по сей
день, распространенная угроза:
«Покажу Кузькину мать».
Впрочем, в этот же
день, 14(1) ноября, в церкви
служат молебен
и в память Феодотии, матери Космы и Дамиана. Но она была не злонравной, а,
напротив, кроткой и доброй женщиной. Овдовев, воспитала двух сыновей в христианском
духе. Они, став медиками, лечили людей бесплатно, за что их и прозвали бессребрениками.
Христианское
бескорыстие стало причиной их гибели. За проповеди учения Христа их арестовали и
доставили на суд императора Карина. Он, страдавший каким-то недугом,
потребовал от братьев доказательств медицинского мастерства. Братья исцелили
императора и были отпущены на свободу. Но один злой завистник натравил в
284 году на братьев толпу язычников, и Коему и Дамиана до
смерти забили камнями. С ними вместе погибла их мать Феодотия, пытавшаяся защитить
сыновей. Однако она, указанная в святцах, в народный календарь не попала. Поэтому в
крестьянском быту Феодотия никак не упоминается.
Сельские мужики
твердо почитали Кузьму и Демьяна кузнечными мастерами или просто «рукомесленниками».
И за удачей в кузнечных делах (лошадь ли вели подковать, лемех ли несли оттянуть, обод ли на колесо набить) уповали
на содействие Кузьмы – Демьяна. Да и в других ремеслах призывали в помощь святых братьев.
А крестьянки
убежденно считали Кузьминки своим, бабьим праздником, а еще точнее, «Куриным днем». Так и говорили: «Кузьминки – курьи именины. На Кузьму и Демьяна –
курицу на стол».
Начало ноября –
время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года. За этот срок она
сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее
короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались
пополнить курятник «молодками», а «перестарки» отправлялись «на стол». И эта
хозяйственная
целесообразность также была обставлена особым обрядом.
Весной крестьянки
ходили друг к другу по дворам и выпрашивали «курочку с петушком» – на развод и
получали два-три яичка. Собрав по селу,
таким образом, два-три десятка яиц, хозяйка складывала их в мужнину
шапку с молитвой Кузьме и Демьяну: «Зароди цыпляток с осени – курочку да петушка
тебе зарежем».
Из шапки яйца перекладывались под наседку. Выводились цыплята, вырастали
курочки и петушки. И 1 ноября Кузьма и Демьян получали обещанный подарок – первых
забитых петушка
и курочку в жаровне.
Про кур в эти дни и родились поговорки:
Не рада бы курочка на
пир, да за хохолок тащат.
Хороша курочка
перьями, а мясом еще лучше.
В ходу были и «куриные»
приметы:
Куры кудахчут – к ненастью.
Куры хвостами вертят
– к
метели.
Если куры не
прячутся от дождя, то он будет долго идти.
Глупые куры,
случалось, предугадывали даже разлад в семейных отношениях: «Куры кричат на насесте – к домашней ссоре».
Было у Кузьминок еще
одно даже более важное значение. В этот день всем
миром в селе устраивали проводы лета и встречу зимы. После службы в храме затевались
общие «ссыпины» – в выделенный кем-то амбар все ссыпали по ведру, по два прошлых лет
ячмень, оставшийся солод, иное зерно и начинали варить «мирское пиво» к
ближайшему престольному празднику.
А девушки вечером
варили свою «ссыпную» кашу. Сельская молодежь была изобретательна на веселые затеи.
Однако любая из них – «девичья» ли каша, «похороны мух», «семичные» ли крестины –
всякая затея заканчивалась общим гуляньем либо на «посиделках», либо «на улице». И до
позднего часа звенела балалайка, заливалась
гармоника...