Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Н О Я Б Р Ь 19.04.24
14 Н О Я Б Р Я

14  Н О Я Б Р Я

 

К У З Ь М И Н К И

 

История календарной «специализации» святых Кузьмы и Демьяна – один из множества примеров сближения церковного канонического чинопочитания с определенного срока хозяйственными заботами крестьянина. Народ часто не принимал во внимание прижизненную профессию почитаемого святого. Важно, какому делу потребен был небесный покровитель. Выбор определяли народные симпатии. Так, с незапамятных времен уроженцы города Ассии братья Косма и Дамиан, по профессии медики, были наречены кузнецами. В день ледостава на малых речках и озерах мужики говорили: «Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идет». Со временем два брата слились в один образ, и день их памяти в народе назвали по имени первого из них – Кузьминки. А в году учредили даже двое Кузьминок – еще 14(1) июля.

Имя Кузьма или Козьма в русских народных поговорках означало «бедный», «горький». Отсюда и распространились нарицательные присловья: «Кузьма – бесталанная голова» или «Горькому Кузюшке – горькая долюшка».

Но Кузьма слыл не только «бедным» да «горьким». Он отличался также хитростью и злонравием. Выражение «подкузьмить» означало «поддеть», «обхитрить». И по сей день, распространенная угроза: «Покажу Кузькину мать».

Впрочем, в этот же день, 14(1) ноября, в церкви служат молебен и в память Феодотии, матери Космы и Дамиана. Но она была не злонравной, а, напротив, кроткой и доброй женщиной. Овдовев, воспитала двух сыновей в христианском духе. Они, став медиками, лечили людей бесплатно, за что их и прозвали бессребрениками.

Христианское бескорыстие стало причиной их гибели. За проповеди учения Христа их арестовали и доставили на суд императора Карина. Он, страдавший каким-то недугом, потребовал от братьев доказательств медицинского мастерства. Братья исцелили императора и были отпущены на свободу. Но один злой завистник натравил в 284 году на братьев толпу язычников, и Коему и Дамиана до смерти забили камнями. С ними вместе погибла их мать Феодотия, пытавшаяся защитить сыновей. Однако она, указанная в святцах, в народный календарь не попала. Поэтому в крестьянском быту Феодотия никак не упоминается.

Сельские мужики твердо почитали Кузьму и Демьяна кузнечными мастерами или просто «рукомесленниками». И за удачей в кузнечных делах (лошадь ли вели подковать, лемех ли несли  оттянуть, обод ли на колесо набить) уповали на содействие Кузьмы – Демьяна. Да и в других ремеслах призывали в помощь святых братьев.

А крестьянки убежденно считали Кузьминки своим, бабьим праздником, а еще точнее, «Куриным днем». Так и говорили: «Кузьминки – курьи именины. На Кузьму и Демьяна – курицу на стол».

Начало ноября – время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года. За этот срок она сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник  «молодками», а «перестарки» отправлялись «на стол». И эта хозяйственная целесообразность также была обставлена особым обрядом.

Весной крестьянки ходили друг к другу по дворам и выпрашивали «курочку с петушком» – на развод и получали два-три  яичка. Собрав по селу, таким образом, два-три десятка яиц, хозяйка складывала их в мужнину шапку с молитвой Кузьме и Демьяну: «Зароди цыпляток с осени – курочку да петушка тебе зарежем». Из шапки яйца перекладывались под наседку. Выводились цыплята, вырастали курочки и петушки. И 1 ноября Кузьма и Демьян получали обещанный подарок – первых забитых петушка и курочку в жаровне.

Про кур в эти дни и родились поговорки:

Не рада бы курочка на пир, да за хохолок тащат.

Хороша курочка перьями, а мясом еще лучше.

В ходу были и «куриные» приметы:

Куры кудахчут – к ненастью.

Куры хвостами вертят – к метели.

Если куры не прячутся от дождя, то он будет долго идти.

Глупые куры, случалось, предугадывали даже разлад в семейных отношениях: «Куры кричат на насесте – к домашней ссоре».

Было у Кузьминок еще одно даже более важное значение. В этот день всем миром в селе устраивали проводы лета и встречу зимы. После службы в храме затевались общие «ссыпины» – в выделенный кем-то амбар все ссыпали по ведру, по два прошлых лет ячмень, оставшийся солод, иное зерно и начинали варить «мирское пиво» к ближайшему престольному празднику.

А девушки вечером варили свою «ссыпную» кашу. Сельская молодежь была изобретательна на веселые затеи. Однако любая из них – «девичья» ли каша, «похороны мух», «семичные» ли крестины – всякая затея заканчивалась общим гуляньем либо на «посиделках», либо «на улице». И до позднего часа звенела балалайка, заливалась гармоника...

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг