14 О К Т Я Б Р Я
П О К Р О В
Покров – самый
распространенный в народе осенний праздник. Его приход безоговорочно связывают с
переменой времени года. Считают, что Покров приносит белое снежное «покрывало» на землю. Поговорка
утверждает: «Покров – первое зазимье». Хотя, впрочем, чуть южнее Москвы и на
Среднем Поволжье говорят более определенно: «Покров кроет землю то листом, то
снегом».
«На Покров до обеда осень, после обеда – зима».
День Покрова исстари
совпадал с самым обеспеченным периодом жизни крестьянина. К этому времени увозились с полей последние снопы и складывались в риге или овине,
где уже шла молотьба. Убирались все
овощи с огородов. Заканчивалась вспашка зяби.
Села наполнялись
обычным в эту пору многолюдьем. С отходных промыслов возвращался домой сельский
мастеровой народ – к Покрову обычно кончались подряды. Достаток входил в
каждый Двор. Даже самый безысходный бедняк, не выбиравшийся никогда из нужды, позволял
себе несколько дней «вольных праздников».
С Покрова наступало
время веселых игрищ и гуляний. Покров был непременной порой сельских свадеб.
«Батюшка Покров,
покрой мать-сыру землю и меня, молоду», – молили
девушки.
«Бел снег землю
прикрывает, не меня ль, молоду, замуж снаряжает?» – с грустной надеждой гадали
другие.
Девушки, которых до
времени обходили своим вниманием свахи, обращались тайком к образу Богоматери с сердечной мольбой: «Ты, Покров Богородица! Покрой меня, девушку,
пеленой своей нетленной идти на
чужую сторону».
«Придет Покров –
девке голову покроет»,– утверждали замужние.
На свадьбу девушку
покрывали платком, и с этого дня она уже не могла появиться на людях простоволосой – это считалось позором.
Откуда же взялся
обряд «покрывания» и само понятие «покров»?
День Покрова
относился к ряду праздников, посвященных Богородице. Каждому крестьянину было
известно предание о происхождении Покрова. На утреннем молебне в церквах
священники возглашали: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров твой честный».
Начало празднику
Покрова положила история, происшедшая в октябре 910 года во время всенощной службы
во Влахернской церкви в Константинополе. Блаженному Андрею и
его ученику Епифанию явилось поразившее их видение. В окружении пророков, апостолов и ангелов с небес сошла Божья
матерь и остановилась в воздухе над
склоненными в молитве людьми. Внезапно она сняла с себя блестящий омофор, т. е. широкий пояс, покров, простерла его над молящимися и
вознесла молитву Господу о спасении мира,
об избавлении людей от бед и страданий. Не видели этого припавшие в глубоком поклоне прихожане, только блаженный и его
наперстник успели разглядеть короткое и дивное видение.
Рассказ Андрея и
Епифания о чудесном видении Богородицы с восторженным благоговением был принят
во всей Византии. К рассказу отнеслись с доверием, тем более что Епифаний
принадлежал к знатному роду, входил в императорское окружение и пользовался безупречной
репутацией. Впоследствии ревностный христианин и страстный проповедник, он стал
патриархом Византийской церкви.
Влахернское видение
Богородицы было истолковано как признак особой милости, покровительства и
благоволения Царицы Небесной. Со временем этот день стал церковным, а затем и
народным
праздником.
На Руси Покров
стали отмечать спустя два с половиной века. Поскольку Богородица во Влахернской
церкви распустила свой «покров» над женской частью молящихся, женщины и
восприняли ее «покров» как особую милость Божьей матери к ним, продолжательницам рода
человеческого. Так Покров стал заветным праздником обручения девушек.
К Покрову дню
крестьянские девушки ткали так называемую «обыденную пелену». Собирались кружком,
чесали лен, пряли и ткали, садясь поочередно за ткацкий стан. И старались
закончить работу в течение одного дня – обыденкой.
«Пелена», холстина,
получалась аршина в полтора длиной. Перед обеденной службой ее несли в церковь,
к иконе Покрова Богородицы,
как дар милостивой девичьей благодетельнице и заступнице.
Брачные церемонии на
Руси, особенно «покровские», отличались многообразной и затейливой обрядностью. Свадьбы не «справляли» (как
поется, например, в песне о Степане Разине – «Свадьбу новую справляет...»), а «играли», потому что обряд свадьбы представлял собою продолжительное, до
недели, веселое и сложное «игрище.
Торжественный обряд
венчания молодых в церкви, которым открывалось заключение брака, считался «судом Божьим». Но участие
священников на самой свадьбе запрещалось, чтобы они невольно не втягивались в веселье, корни которого уходили во времена
языческих обрядов. Зато на каждую свадьбу, помимо «свах» и «дружков», управлявших затейливым обрядом,
приглашали «скоморохов», «чудцов» и
непременно «рожечников» или «гудошников».
Делать русскую
свадьбу веселой требовал еще великий князь Владимир Мономах. Он писал Олегу: «...и оны сватбы ею в песнях имесь, не видех бо ею первее
радости», т. е. свадебные радости следовало ставить выше всякого праздника.
Но не всякому, даже очень веселому, гостю
была рада свадьба. Появление в свадебной компании монаха или монашки вызывало общее смятение, как предвестие несчастья для
молодых. Но это было редким исключением.
«Дай Бог,– желали
молодым,– с кем венчаться, с тем и кончаться».
Ну а остальные, которым еще не подошло
время «окрутиться», отыгрывали до Покрова последний хоровод и зачинали
посиделки. С угасающей надеждой на
«счастье» приходили на посиделки и неудачницы. И доводилось им выслушивать хоть
и сочувственный, но суровый приговор
односельчан: «Не дождалась девка жениха на Покров, не дождется и на Рождество». «Не покрыл
Покров, не покроет и Рождество».
Кончились
покровские праздники. И опять пустели малоземельные подмосковные и
верхневолжские села и деревни. Опять уходили мужики на заработки, иные подряжались «от
Покрова до Покрова».
А
оставшиеся принимались за домашние дела, отложенные до осени. Бабы садились ткать
полотна, вязать платки, чулки, варежки, плести кружева, лепить затейливые глиняные игрушки. Мужики брались за свои поделки, требовавшие искусного
ремесла: плели лапти, валяли валенки, вырезали деревянную посуду, шорничали,
шили меховые рукавицы, шапки. Сельский кустарный товар находил широкий сбыт на зимних торгах и
ярмарках.
Не забывали, однако,
в день Покрова о приметах, суливших близкое и отдаленное будущее:
Если лист с дуба и
березы упадет чисто – к легкому году, а не чисто – к строгой зиме.
Коли Покров наголе,
то и Дмитровка наголе (без снегу).
Если Покров
дождливый, следующий год будет для пчел хорош, а коли на Покров сухо
– худ
для пчел.
Отлет журавлей до Покрова – на раннюю и холодную зиму.
«Коли белка в
Покров чиста (вылиняла), то осень будет хороша»,— считали пермяки.
А волжане
примечали: «На Покров ветер с востока – зима холодная».
Нерасторопные спешили с молитвой:
«Батюшка Покров, натопи нашу избу без дров».
А бывалые укоризненно
напоминали: «На Бога надейся, а сам не плошай!»