Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

А В Г У С Т 23.11.24
14 А В Г У С Т А

14  А В Г У С Т А

 

П Е Р В Ы Й   С П А С

 

Есть такие праздники в российском христианском календаре – Спасы. Их три. И все они отмечаются в августе.

К этому времени обычно поспевает в основном все, что посеяно в поле, на огороде и на бахче, что растет в саду и в лесу, и даже на пасеке пчелы наполняют свои соты душистым медом «под завязку». Все это обилие совпадает со Спасами. Недарбм говорится: «Спас – всему час», т. е. все поспело, все пора убирать: и хлеба, и лен, и овощи, и фрукты, и лесную ягоду, и орехи, к тому же и грибов после июльских грозовых дождей появляется больше, чем в какое-либо Другое время лета.

И хотя с первого Спаса начинался Успенский пост, в честь Успения (кончины) Богородицы, которое отмечают 28 (15) августа, Спасы праздновались легко, потому что крестьянский стол ломился от обилия разнообразной растительной пищи. Не то, что в минувший Петровский пост, когда, кроме зеленого лука да щавеля, нечего положить в крестьянское варево. Потому и говорилось: «Петровка – голодовка, а Спасовка – лакомка».

В день первого Спаса верующие несли в церковь «святить» венки, сплетенные из колосьев, туго наполненных новым зерном, и мед в выломанных сотах. Первый Спас и называется медовым от обилия меда, и в наступивший пост можно было вволю угощаться лакомым продуктом неутомимого труда пчел.

Официально в церковном календаре первый Спас именуется: «Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице». Этот праздник был установлен в 1164 году «в память победы византийского императора Мануила над мусульманами». Тогда же учредили и особый церковный ритуал «изнесения» Креста на дороги и улицы городов и селений и для «освящения водных мест и отвращения болезней». И поныне строго и торжественно соблюдается этот ритуал во время богослужения в церкви. На утреннем молебне выносят Крест из алтаря, и верующие отдают ему поклоны. На литургии освящается вода. Во многих местах в прежние времена совершали «крестный ход на воду» – к колодцам, на реку или озеро. После водосвятия крестьяне купались, в последний раз купали лошадей, пастухи загоняли в «святую купель» стадо – освященная . вода оберегала впредь от разных недугов и людей и животных. С крестного хода и водосвятия Крест возвращается в церковь, и поклонение ему продолжается до вечера. А по совершении вечернего богослужения Крест уносят обратно в алтарь. День первого Спаса празднуется как день торжества напряженного крестьянского труда, как день «воздания почестей» всякой влаге – животворному источнику всех растущих плодов, питающих человека.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг