14
А В Г У С Т А
П Е Р В
Ы Й С П А С
Есть такие праздники
в российском христианском календаре – Спасы. Их три.
И все они отмечаются в августе.
К этому времени обычно поспевает в
основном все, что посеяно в поле, на огороде
и на бахче, что растет в саду и в лесу, и даже на пасеке пчелы наполняют свои соты душистым медом «под завязку». Все это обилие совпадает со Спасами. Недарбм говорится: «Спас – всему час», т. е. все поспело, все
пора убирать: и хлеба, и лен, и овощи,
и фрукты, и лесную ягоду, и орехи, к
тому же и грибов после июльских грозовых дождей появляется больше, чем в какое-либо Другое время
лета.
И хотя с первого
Спаса начинался Успенский пост, в честь Успения (кончины) Богородицы, которое отмечают
28 (15) августа, Спасы праздновались легко, потому что
крестьянский стол ломился от обилия разнообразной растительной пищи. Не то, что в минувший
Петровский пост, когда, кроме зеленого лука да щавеля, нечего положить в
крестьянское варево. Потому и говорилось: «Петровка – голодовка, а Спасовка
– лакомка».
В день первого Спаса
верующие несли в церковь «святить» венки, сплетенные из колосьев, туго
наполненных новым зерном, и мед в выломанных сотах. Первый Спас и называется медовым
от
обилия меда, и в наступивший пост можно было вволю угощаться лакомым
продуктом неутомимого труда пчел.
Официально в церковном календаре первый
Спас именуется: «Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста
Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице». Этот праздник был установлен в 1164 году «в память
победы византийского императора Мануила над мусульманами». Тогда же учредили и особый церковный ритуал
«изнесения» Креста на дороги и улицы городов и селений и для
«освящения водных мест и отвращения болезней». И поныне строго и торжественно соблюдается этот ритуал во
время богослужения в церкви. На
утреннем молебне выносят Крест из алтаря,
и верующие отдают ему поклоны. На литургии освящается вода. Во многих местах в прежние времена совершали «крестный ход на воду» – к колодцам, на реку или
озеро. После водосвятия крестьяне
купались, в последний раз купали лошадей,
пастухи загоняли в «святую купель» стадо – освященная . вода оберегала впредь от разных недугов и людей и животных. С крестного хода и водосвятия Крест
возвращается в церковь, и поклонение
ему продолжается до вечера. А по совершении
вечернего богослужения Крест уносят обратно в алтарь. День первого Спаса празднуется как день торжества
напряженного крестьянского труда, как
день «воздания почестей» всякой
влаге – животворному источнику всех растущих плодов, питающих человека.