14 М А Я
Е Р
Е М Е Й – З А П Р Я Г А Л Ь Н И К
День пророка Иеремии считался началом общих
весенних полевых работ. На это и указывали
народные присловия и поучения:
День Еремея – проводы весны,
встреча пролетья.
Еремей – подыми сетево
(т. е. бери лукошко с семенами).
Овес сея — моли Еремея
(значит, опоздал с посевом овса).
Сеять горох после
Еремея – червей кормить (тоже поздно, бесполезно) .
На Еремея по ранней
росе иди по посеве.
Сей неделю на Егорье,
а другую по Еремею,
Примечали:
Коли на Еремея
погоже, то и уборка хлеба пригожа.
Вёдро на Еремея
сулило обильную хлебную жатву, ненастье – всю зиму без хлеба маяться.
Кто
такой Еремей? В святцах их несколько. 1 (14) мая – день памяти пророка Иеремии, который жил в IV веке. Но на Руси больше чтили другого Еремея, которого тоже называли пророком. Он был иноком-старцем Киево-Печерского монастыря и
умер в 1070 году. В «Повести
временных лет» он помянут рядом с основателем
и игуменем Киево-Печерского монастыря Феодосией, духовником и наставником русских князей. О Еремее сказано: «Был
также другой брат, именем Еремия, который помнил крещение земли Русской. Ему
был дар дарован от Бога: предсказывал будущее
и если видел, что у кого-нибудь нечистые помыслы, то обличал его втайне и учил избегать дьявола. Если
кто-нибудь из братьев замышлял уйти
из монастыря и Еремия замечал это, то, придя к нему, обличал замысел его
и утешал брата. Если же он кому предрекал что
хорошее или дурное, сбывалось слово старца»
Такой был Еремей,
добрый старец, мудрый крестьянский наставник и доброжелатель.
Теперь уж в голову
никому не придет, что Еремеев день праздновали в дореволюционные годы 1 мая. Это был
светлый, шумный и веселый, всенародный праздник весны.
Майя в индийской мифологии считалась
богиней природы, оживления ее благодатных сил и благоуханной красоты. И первый
день месяца, названного ее именем, всенародным ликованием отмечали во всех
провинциях Римской империи. Вместе с тем римляне
считали май несчастным месяцем для браков, говорили, что в мае выходят
замуж только злонравные и распутные девицы. Потом
это предубеждение утвердилось и в русских обычаях.
В Москве впервые первомайские праздники
стали отмечать иностранцы, «немцы», жившие
на Кукуе еще со времени царя Алексея
Михайловича. На «немецкий праздник» сходилось немало русских. Потом в них стали принимать живое участие и охочий до затей юный Петр I. И скоро первомайский праздник обрусел. И стал
отмечаться повсеместно широко и весело.
Как теперь говорят,
«на природе», в парках и садах, на полянах ближайшего живописного
леса устраивались массовые пиршества и игры. После коронации Александра I три первомайских дня «давали русские столы» для народа на
Сокольническом поле в Москве.
В этот день в
сельской местности с делами управлялись до обеда (если день Еремея не совпадал
с воскресеньем), а в городах рабочих с обеда отпускали на праздник «Встречи лета».
Дневные гулянья продолжались
вечером и заканчивались лишь к полуночи. Повсюду за городом или на лесных
полянах зажигались костры, которые являлись, символом наступления времени жаркого солнца. На
кострах сжигали накопившийся за зиму хлам, жгли деревянные смоляные бочки. Молодежь
водила хороводы вокруг огня. А в иных местах у костров устраивали чаепития из самоваров.
Социал-демократы в
России пользовались этим праздником и устраивали под прикрытием народного гулянья
свои политические маевки и сходки. Издревле почитавшийся весенний праздник, знаменовавший собой обновление жизни в
природе, легко превратился в праздник
пролетарской солидарности. Сменились только его духовная суть и лозунги, а назначение осталось прежним. Ныне
имя Еремея-пророка забыто, и день его никак не отмечается, потому что выпадает он некстати на 1(14)
мая.