14 М А Р Т А
Е
В Д О К И Я П Л
Ю Щ И Х А
Почти каждый святой,
указанный в православном календаре христиан, наделен в народе определенным
прозвищем. Одни прозвища отражали род христианского подвижничества: Симеон Столпник, Иоанн
Предтеча, Николай Угодник, Анна Пророчица; других называли по месту деятельности:
Алексей Московский, Макарий
Унженский, Василий Мангазейский, Ксения Петербургская;
третьих прозывали по характеру погоды, которая выпадала в день памяти означенного святого: Никола Студеный, Алексей Теплый, Егорий Вешний, Антипа
Половод, Аграфена Купальница. Иные
прозвища отражали «хозяйственную профессию» святого, его покровительство над
тем или иным крестьянским делом: Анастасия Овечница, Никита Гусятник, Федор Колодезник, Параскева Льнянница, Савва
Скирдник, Зосима Пчельник. Многие дни
просто назывались именами святого, но
и в эти дни совершались какие-то определенные обряды, исполнялись
какие-то обычаи, приуроченные непременно к этому дню. Например, день Вукола считали «коровьим днем», на Кузьму и
Демьяна уделяли внимание курам, в день апостола Луки устраивались луковые базары, в Николин день «творили» мирскую свечу, в Татьянин день праздновали студенты, а в
Тихонов день совершали забавный обряд
«обегания грядок». Любой день в народном христианском календаре отличался от
предыдущего и своеобразно,
неповторимо «проживался» в народе. Разумеется, не стал исключением и день памяти преподобномученицы Евдокии, жившей в 160—170 годах.
Она была самарянкой
из финикийского города Илиополя. С юных лет Евдокия долго вела греховный образ жизни. «Душа ее омертвела, сердце ожесточилось»,— заметил автор
Жития. «Однажды в полночь Евдокия
проснулась и услышала за стеной, в
другой половине дома, где жил христианин, молебное пение и чтение Священного Писания, в котором
говорилось и о вечном блаженстве,
уготованном праведникам, и о возмездии, ожидающем грешников. Благодать Божья коснулась сердца Евдокии, и она осознала, что совершенные ею грехи лежат тяжестью на ее душе».
Утром Евдокия позвала
к себе человека, певшего ночью за стеной. Это был старец Герман, возвращавшийся
с паломничества по святым
местам в свою обитель. «Евдокия долго слушала наставления
старца», а затем «затворилась в доме и в покаянии предалась посту и молитве». По совету старца
Евдокия крестилась и, раздав бедным
свое имущество, удалилась в монастырь. «Господь простил покаявшуюся грешницу и
наделил ее благодатными духовными
дарами».
Много испытаний
выпало Евдокии в ее иноческой жизни. Не раз ее бросали в темницу и пытали, но она обладала даром возвращать жизнь умершим и тем угождала жестоким
правителям, что поднимала со
смертного ложа и их близких.
Так она прожила в
монастыре 56 лет. Новый правитель Викентий оказался более жестоким, чем его
предшественники. Он велел казнить бесстрашную исповедницу, и 1 марта (ок. 160—170 г.) Евдокию
обезглавили.
День памяти Евдокии
обычно выдавался ветреным и теплым, иногда с изморозью. Снег на полях оседал,
«плющился», образовывался наст. Теплая
погода на Евдокию была первой предвестницей
весны. Крестьяне примечали: «С Плющихи первые оттепели – сей капусту». И принимались сеять капустные семена в загодя заготовленные ящички с землей – на
рассаду. А на юге, где местами с огородных грядок сходил снег, сеяли
капусту прямо в грунт.
В прежние времена
день Евдокии считался последним днем, разрешающим порубки леса. В верховьях Волги,
в лесной стороне, древесина была основным строительным материалом, и в ней нуждался каждый крестьянский двор. А
без дров тем более немыслимо было человеческое существование. Приобрести право на порубку в казенном или помещичьем лесу было
несложно. Но за лес владельцы брали
дорого — по 2 рубля «за пень». Кроме
того, и лесники, пользуясь неграмотностью мужиков, старались обманным путем сорвать с порубщиков лишний
куш в свою пользу. Образно
рассказывает об этом герой новеллы русского
писателя П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «Дедушка Поликарп». «В Липовской волости лесной-от Петр Егорыч — вот уж
беда... Придет к Петру Егорычу мужик за билетом, попенны принесет. Петр Егорыч
ему молвит: «Приходи завтра». Завтра
да завтра, да дело-то до Евдокеи-плющихи и дотянет. Придет мужик на Евдокею, он билет ему выдаст и окромя попенных, – каков есть медный грош – не
возьмет... А в билете
пропишет, что выдал его не на Евдокею, а на Спиридона-поворота (12 декабря.— В. Ю.). Мужик, коли не был учен, сдуру-то, пожалуй, обрадуется, что дешево выправил
билет, да на радостях за топор — и в
лес. И только что успеет он свалить деревья,
что в билете прописаны, Петр Егорыч перед ним, ровно из земли вырос. Выпороть прикажет, веревками
ноги-руки скрутит и велит полесовным
в город его везти, — рубил-де не в урочное
время. Потому, видишь ты, с Евдокеина-то дня рубке леса запрет для того, что
тут в соку он бывает... Надругается досыта,
ружье на мужика наставит, говорит: «Убью и отвечать не буду... Давай пятьдесят
целковых, не то по суду больше возьмут».
Вот так иной раз оборачивалась коварная Евдокия Плющиха.