14 февраля
СВЯТОЙ ТРИФОН.
МЫШИНЫЙ ДЕНЬ
Долгий крестьянский год, наполненный
нескончаемыми трудами и заботами, охватывал
такой круг бытия, что в нем находилось
внимание всему, так или иначе причастному к жизни крестьянина. Не остались в стороне даже мыши –
непременные и неистребимые
крестьянские сожители. Без этих юрких и
вредоносных зверьков просто не мыслилось существование сельского двора. Да и в поле они сопутствовали
земледельцу. «Был бы хлеб, а мыши
будут», – гласила крестьянская истина.
Особенно досаждали
домашние грызуны в голодный год.
«Невеличка мышка, да
зубок востер». Их повадки и неутолимые хлопоты о пропитании служили даже
назиданием: «И мышь в свою норку тащит корку». «Худа та мышь, которая одну лазею знает».
Мышиное племя,
отличавшееся неудержимой плодовитостью, в течение зимы наносило такой урон в
крестьянских закромах, что,
когда приходил урочный день, вся семья поднималась против вредоносных зверьков.
Этот день выпадал под конец зимы, когда общими
усилиями хозяев и хвостатых нахлебников образовывалась заметная убыль в хлебных запасах,
рассчитанных на весь год, до нового
урожая. И, открыв просчет в расходах, грозивший нуждой по весне, хозяин
принимал решительные меры.
Для борьбы с
долгохвостыми разбойниками был избран день памяти святого Трифона. Почему день
гибели фригийского мученика Трифона назвали мышиным днем – неизвестно. Вернее всего благодаря
совпадению по времени. А может быть, вдохновлял образ святого, его стойкость и
многотерпение в неслыханной его мученической участи.
Происхождением своим
Трифон был близок любому крестьянину. Сельский уроженец, Трифон в молодости пас
гусей. С юных лет обнаружил в себе дар, исцеляющий человеческие хвори.
Добрый
и участливый, Трифон бескорыстно помогал страждущим, действуя именем Иисуса Христа.
Властители-язычники преследовали его за иноверие. По велению правителя Восточной провинции Римской
империи Акилины Трифона схватили и подвергли жестоким пыткам, требуя отречения
от Христовой веры. Стойкость
Трифона озлобила Акилину, и он сам принялся истязать
упрямца. Однажды в зимнюю пору Акилина выехал на охоту и велел привязать полураздетого и босого Трифона к седлу своего коня, и несчастный бежал рядом по
обледенелой дороге. Но не упал,
выдержал и эту пытку. Возвратившись с охоты,
Акилина велел вбить в израненные ноги Трифона гвозди и водить его по улицам. Но и после этого Трифон не
отрекся от христианской веры. Его
подвесили к дереву и принялись бичевать
и палить огнем его обнаженные бока. Трифон оказался живучим. И тогда было велено отрубить ему голову.
После казни Трифона явилось его видение:
он пожелал, чтобы погрели его в родном селе,
недалеко от Деции, где Трифон принял
мученическую смерть. Произошло это в 250 году.
Много лет спустя в Царьграде построили две
церкви во имя святого
Трифона. После крещения Руси Трифон стал одним из покровителей крестьянского
двора. Ему, врачевателю, умеющему составлять
различные снадобья, и вверились крестьяне, оберегая свои хлебные припасы от
мышиного разбоя.
Впрочем, никому никогда не удавалось
истребить вчистую домашних грызунов. Мыши так и
оставались привычными спутниками
крестьянского бытия. И даже участвовали в крестьянских заботах: по поведению мышей крестьяне
предугадывали различные события в
своей жизни. Мыши одолевали – перед голодом,
а в предчувствии пожара первыми покидали дом.
Немало было и
предрассудков, относимых на счет мышей. Если мыши надгрызут хлеб сверху, то дорог
будет. Если снизу – дешев, а сбоку – будет хлебу средняя цена. Хочешь
верь,
хочешь не верь. Но крестьянин удовлетворялся «мышиным указанием».
Остерегались: если
мышь попадет за пазуху – быть беде. А если случится, что мыши изгрызут одежду,
смерти не миновать.
Многое могли
предсказать вездесущие зверьки. Если мыши поедят неубранные остатки ужина, у
хозяина или хозяйки разболятся зубы. Так мыши «воспитывали» нерях.
И каждая старалась, отходя ко сну, чисто прибраться на кухне. Кому охота маяться потом с зубами? Но бывала от мышей и польза в этом плане. Если съесть
что-нибудь, изгрызанное мышами, зубы окрепнут. Вообще мышь-грызунью считали
незаменимым чудодеем в отношении зубов. Помню, у нас, маленьких, выпадали
молочные зубы.
Всякий раз выпавший зуб бабушка велела кинуть под печку со словами:
«На тебе, мышка, зуб репяной, а мне дай костяной».
В общем в любой
крестьянской семье с мышами жили в ладу и взаимной терпимости до Трифона старались не брать греха на душу. И основательно воевали с грызунами лишь
раз в году, с благословения святого мученика.