Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Ф Е В Р А Л Ь 24.04.24
14 февраля

14 февраля

 

СВЯТОЙ ТРИФОН. МЫШИНЫЙ ДЕНЬ

 

Долгий крестьянский год, наполненный нескончаемыми трудами и заботами, охватывал такой круг бытия, что в нем находилось внимание всему, так или иначе причастному к жизни крестьянина. Не остались в стороне даже мыши – непременные и неистребимые крестьянские сожители. Без этих юрких и вредоносных зверьков просто не мыслилось существование сельского двора. Да и в поле они сопутствовали земледельцу. «Был бы хлеб, а мыши будут»,  – гласила крестьянская истина.

Особенно досаждали домашние грызуны в голодный год.

«Невеличка мышка, да зубок востер». Их повадки и неутолимые хлопоты о пропитании служили даже назиданием: «И мышь в свою норку тащит корку». «Худа та мышь, которая одну лазею знает».

Мышиное племя, отличавшееся неудержимой плодовитостью, в течение зимы наносило такой урон в крестьянских закромах, что, когда приходил урочный день, вся семья поднималась против вредоносных зверьков. Этот день выпадал под конец зимы, когда общими усилиями хозяев и хвостатых нахлебников образовывалась заметная убыль в хлебных запасах, рассчитанных на весь год, до нового урожая. И, открыв просчет в расходах, грозивший нуждой по весне, хозяин принимал решительные меры.

Для борьбы с долгохвостыми разбойниками был избран день памяти святого Трифона. Почему день гибели фригийского мученика Трифона назвали мышиным днем – неизвестно. Вернее всего благодаря совпадению по времени. А может быть, вдохновлял образ святого, его стойкость и многотерпение в неслыханной его мученической участи.

Происхождением своим Трифон был близок любому крестьянину. Сельский уроженец, Трифон в молодости пас гусей. С юных лет обнаружил в себе дар, исцеляющий человеческие хвори. Добрый и участливый, Трифон бескорыстно помогал страждущим, действуя именем Иисуса Христа. Властители-язычники преследовали его за иноверие. По велению правителя Восточной провинции Римской империи Акилины Трифона схватили и подвергли жестоким пыткам, требуя отречения от Христовой веры. Стойкость Трифона озлобила Акилину, и он сам принялся истязать упрямца. Однажды в зимнюю пору Акилина выехал на охоту и велел привязать полураздетого и босого Трифона к седлу своего коня, и несчастный бежал рядом по обледенелой дороге. Но не упал, выдержал и эту пытку. Возвратившись с охоты, Акилина велел вбить в израненные ноги Трифона гвозди и водить его по улицам. Но и после этого Трифон не отрекся от христианской веры. Его подвесили к дереву и принялись бичевать и палить огнем его обнаженные бока. Трифон оказался живучим. И тогда было велено отрубить ему голову.

После казни Трифона явилось его видение: он пожелал, чтобы погрели его в родном селе, недалеко от Деции, где Трифон принял мученическую смерть. Произошло это в 250 году.

Много лет спустя в Царьграде построили две церкви во имя святого Трифона. После крещения Руси Трифон стал одним из покровителей крестьянского двора. Ему, врачевателю, умеющему составлять различные снадобья, и вверились крестьяне, оберегая свои хлебные припасы от мышиного разбоя.

Впрочем, никому никогда не удавалось истребить вчистую домашних грызунов. Мыши так и оставались привычными спутниками крестьянского бытия. И даже участвовали в крестьянских заботах: по поведению мышей крестьяне предугадывали различные события в своей жизни. Мыши одолевали – перед голодом, а в предчувствии пожара первыми покидали дом.

Немало было и предрассудков, относимых на счет мышей. Если мыши надгрызут хлеб сверху, то дорог будет. Если снизу – дешев, а сбоку – будет хлебу средняя цена. Хочешь верь, хочешь не верь. Но крестьянин удовлетворялся «мышиным указанием».

Остерегались: если мышь попадет за пазуху – быть беде. А если случится, что мыши изгрызут одежду, смерти не миновать.

Многое могли предсказать вездесущие зверьки. Если мыши поедят неубранные остатки ужина, у хозяина или хозяйки разболятся зубы. Так мыши «воспитывали» нерях. И каждая старалась, отходя ко сну, чисто прибраться на кухне. Кому охота маяться потом с зубами? Но бывала от мышей и польза в этом плане. Если съесть что-нибудь, изгрызанное мышами, зубы окрепнут. Вообще мышь-грызунью считали незаменимым чудодеем в отношении зубов. Помню, у нас, маленьких, выпадали молочные зубы. Всякий раз выпавший зуб бабушка велела кинуть под печку со словами: «На тебе, мышка, зуб репяной, а мне дай костяной».

В общем в любой крестьянской семье с мышами жили в ладу и взаимной терпимости  до Трифона старались не брать греха на душу. И основательно воевали с грызунами лишь раз в году, с благословения святого мученика.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг