14 января
ВАСИЛЬЕВ
ДЕНЬ
До 1918 года день
Василия Кесарийского, прозванного Великим,
был новогодним. Его именем и освящены все новогодние обычаи
и обряды. Непременный жареный поросенок на новогоднем столе назывался «кесарийским». «Свинку да боровка для васильева вечерка». Васильев вечер считали «щедрым вечером» и хозяина дома посыпали житом в знак пожелания
дому достатка в Новом году. Перед образом Василия Кесарийского
ставили свечку, к нему обращались молитвы о
ниспослании благополучия.
Василий Кесарийский
был одним из самых выдающихся деятелей
раннего христианства. Он родился в 329 году в знатной семье и вместе с братом Григорием получил превосходное
образование. С 18 лет Василий жил в
Константинополе, слушал там лекции знаменитого софиста Ливания, потом несколько
лет провел в Афинах. Подружился с Григорием, названным впоследствии Богословом, познакомился с
будущим императором Юлианом.
Вернувшись на родину
в Кесарию, Василий вскоре совершил поездку
в Иерусалим и принял там крещение в Иордане. После этого он целиком отдался
проповеднической деятельности.
Знакомясь с
монашеством, только что зарождавшейся формой христианской
общины, которая все более широко распространялась в различных странах Восточного
Средиземноморья, Василий побывал в Сирии, Палестине, Египте. Осмысливая первый опыт монастырского подвижничества, он принялся за
устройство монастырей в Понте греческом.
В 364 году Василий получил
сан пресвитера и стал активно заниматься благотворительностью. Ему
удалось придать этому движению невиданный до того общественный
размах. Монастыри становились центрами благотворительности. В
это движение вовлекались торговые союзы, объединения ремесленников.
Василий основал множество убежищ и богаделен для сирот,
бедных и отверженных, заступался за
униженных и гонимых. Бескорыстие, самоотверженность и аскетический образ жизни
снискали Василию Кесарийскому
всенародную славу во многих землях, где распространялось христианство.
В 370 году Василия
избрали архиепископом родного города. Расширяя и укрепляя свое
праведное дело, он вступил в сношение с папой Римским Дамасом,
стараясь теснее сплотить силы православия. Распространение им монашества и
благотворительности, в конечном счете,
вызвало сопротивление со стороны императора Валентина и его приближенных. Василий стойко выдержал противоборство с
императорской властью, но, истощенный суровым аскетизмом, умер в возрасте 49 лет.
За короткое время
христианской деятельности Василий Кесарийский,
законоучитель монашеского подвижничества и основатель
благотворительности, оставил множество религиозных сочинений:
псалмов, бесед, проповедей, уставов. Его «Поучение», еще
в 1076 году включенное в «Изборник Святослава», получило
широкое распространение на Руси. Великий князь Владимир
Мономах часто цитировал наставления Василия Великого, в
особенности, относящиеся к воспитанию правильного образа жизни и поведения
юношей. «Василий учил, собрав юношей, – напоминал Владимир Мономах,
– иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и
соблюдать слово Господне: «Есть и пить
без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим
покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства
беседуя, а побольше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить в
беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь...» Как полезны эти
поучения и в наше время. На каждом
шагу видно, каких достоинств не хватает современной молодежи. Потому
наставления Василия Кесарийского и нынче часто встречаются в проповедях
православных священников. И как доброе семя, они всё же находят
благодатную почву для прорастания.