13 Д Е К А Б Р Я
А Н Д Р Е Й П Е Р В
О З В А Н Н Ы Й
День памяти апостола
Андрея, нареченного Первозванным,– тоже один из
небольших праздников в календаре православной церкви. Обычным рабочим днем (13 декабря
по н. с.) проходил он и в народном календаре. Верующие в
этот день чинно и смиренно (как и нынче) отстаивали утреннее богослужение, как
любое,
назначенное каждому из самых близких Христовых апостолов, и расходились по своим делам. В память апостола Андрея никаких обрядов не предусматривалось, и в
житейских крестьянских заботах с ним
ничего не было связано.
Только у
заневестившихся девушек в Андреев вечер появлялись хлопоты: в ночь под Андрея
Первозванного устраивались первые зимние гаданья, предшествующие святочным. Весь
день девушки
тайно постились, а с ужина тайком уносили с, собою кусочек хлеба и прятали
его под подушку со словами: «Суженый мой, приходи ко мне трапезничать». Существовало
поверье, что в эту ночь девушке, у которой таился хлеб под подушкой, снился
желанный
жених. А чтобы это непременно случилось, возносилась особая, предназначенная к
этому дню, молитва.
И, тем не менее,
апостол Андрей был в народе одним из самых почитаемых первых учеников Иисуса
Христа; он оставил заметный след и в нашей отечественной истории.
Андрей был родным
братом первоверховного апостола Петра, до знакомства с Иисусом Христом братья занимались рыбной ловлей в Галилейском озере. Андрей разделял
убеждения Иоанна Предтечи и принял от него крещение в Иордане. Затем состоялось
знакомство с Иисусом.
«Однажды,
проходя по берегу озера Галилейского,– говорится в Евангелии от Матфея,– увидел Он
двух братьев, Симона, названного Петром, и Андрея, которые ловили рыбу,
закидывая в озеро невод, и говорит им: следуйте за Мною, Я научу вас ловить (души)
человеческие» (Мф. IV,
18, 19). Иоанн в своем Евангелии уточнил, что первым Иисус Христос позвал
Андрея, а,
за ним пошел и Петр. Поэтому и нарекли Андрея Первозванным.
После казни Иисуса
Христа апостолы разошлись по разным странам, проповедуя его учение. Андрею «в
удел» досталась Скифия – страны, простиравшиеся по северным и западным
берегам Черного моря. Несколько лет он «учил» в Синопе, в городе, расположенном на Южном
Черноморском побережье, и пользовался там большой популярностью. Еще в IX веке, спустя восемь столетий, в Синопе показывали кафедру
апостола Андрея, сложенную из черных камней.
Затем он отправился
в дальнее и долгое путешествие. Переплыл Черное море, побывал в Корсуне, который
мы нынче называем древним Херсонесом (от него остались лишь развалины вблизи Севастополя),
и здесь узнал, что недалеко находилось устье большой реки Днепр, по которой в неведомые северные земли к скифам и русичам плавали греческие купцы.
Андрей в сопровождении нескольких
своих учеников добрался до днепровского устья, присоединился там к
какому-то купеческому каравану и двинулся вверх по реке. Его путешествие кратко
описано в «Повести временных лет».
В пути Андрею
приглянулось одно место. Он высадился и предсказал своим ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать божия, будет город
великий и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти,– продолжал
летописец,– благословил их, к поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где
впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче
стоит Новгород». Тут у села Грузина Андрей водрузил свой жезл.
Обогнув Европу,
Андрей побывал в Риме. Потом вернулся на Балканы, проповедовал во Фракии и в Греции. В 62 году в городе Патрасе был схвачен по приказу римского
правителя и распят на кресте, который
был сбит небрежно и косо. С того времени косой крест стали называть
«Андреевским».
В России известность
апостола Андрея наиболее распространилась в годы царствования Петра I. 10 марта 1699 года был обнародован царский указ об учреждении
первого в России нагрудного знака отличия –
ордена Андрея Первозванного. Он представлял собою серебряную звезду, посередине
которой в золотом поле был изображен
двухглавый орел с тремя коронами, а на нем
– косой крест с распятым апостолом Андреем. В голубой окружности значился девиз ордена: «За веру и
верность». К звезде прилагалась
голубая лента, которую надлежало носить через правое плечо, а также крест на
золотой цепи. В эти регалии награжденные облачались в особо
торжественные дни.
Первым кавалером
ордена Андрея Первозванного в марте же 1699 года стал один из ближайших
сподвижников Петра I генерал-адмирал
Федор Алексеевич Головин, возглавлявший в то время Приказ воинских морских дел.
Сам Петр I был награжден первым российским орденом по настоянию Сената
в 1703 году – за успешное руководство сражением в устье Невы, которое закончилось
взятием двух шведских военных кораблей. В этой баталии отличился и верный сподвижник Петра,
преданный его друг А. Д. Меншиков, бомбардирский поручик. Ф. А. Головин, как
первый андреевский кавалер, «возложил» знаки ордена Андрея Первозванного и на Петра I, и на Меншикова. Особым Андреевским
строевым знаком Петр I
отметил и созданный и выпестованный им любимый Преображенский, первый в русской
армии гвардейский полк.
В последующие годы
орденом Андрея Первозванного награждались наиболее выдающиеся государственные и
военные деятели, преимущественно из императорского окружения и двора. Лишь однажды было
сделано исключение: в ноябре 1796 года императорским указом ордена Андрея
Первозванного был удостоен священнослужитель – митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский
Гавриил. В истории русской православной церкви он так и остался единственным духовным
лицом – кавалером высшего военного ордена России.
В 1865 году был
учрежден новый кормовой флаг российского военно-морского флота – Андреевский: косой
синий крест на белом полотнище.
Вообще белый цвет
исстари был любимым и распространенным в русских войсках. Под белыми стягами с изображением Христа Спасителя или Георгия Победоносца
сражались с иноземными захватчиками дружины Александра Невского и Дмитрия Донского. Белые знамена со святыми христианскими
символами осеняли русские полки в
Ливонских войнах Ивана Грозного, в славных
баталиях под водительством Петра Великого. И потом, когда в середине прошлого века произошла смена
государственных флагов Российской
империи, на новых стягах все же остался белый цвет – цвет непорочной
чести и дружелюбия. Полоса белого цвета
стала верхней частью нового трехцветного государственного торгового флага России. А центральное место в нем
заняла синяя полоса, словно одна из перекрещивающихся полос с Андреевского флага. Синий, а точнее – васильковый цвет тоже с древних времен считался любимым
цветом славян-земледельцев. Васильки
– непременные спутники хлебной нивы, воспеты
и прославлены народом в песнях и сказках. Любимым праздничным нарядом русского крестьянина была
рубаха-косоворотка василькового цвета. А женщины-селянки любили васильковые
сарафаны – наряднее ничего не было.
Напрасно охаивают и
отвергают бело-сине-красный российский флаг нынешние идейные
догматики из чиновного ряда. Нет в этом флаге ничего реакционного и тем более
«монархического». Если и есть что воинственного в нем, так это – нижняя красная полоса, символ ратной доблести, цвет крови,
пролитой в наших правых и неправых войнах. Но «до основания разрушая мир
насилия», отреклись «вожди пролетариата» от всего нашего прошлого, оставив в отечественной
истории лишь события «классовой борьбы», и со времен революции утвердили
монополию красного цвета на всех наших знаменах, флагах, транспарантах и
официальных государственных знаках. Октябрятам дали красные звездочки, пионерам – красные
галстуки, партбилеты – красного цвета. Даже столы на торжественных собраниях со
времен гражданской войны покрывали красными полотнищами. Всюду старательно, истово
подчеркивалась
наша постоянная мобилизованность, готовность к схватке, к непримиримой классовой
борьбе, как показал уже неоднократно наш горький опыт, жестокой, изнурительной
и бесплодной,
в конечном счете до предела истощившей и государство наше, и народ наш
экономически и духовно. Красный флаг был государственным и у фашистской,
гитлеровской Германии. Там символом на нем красовалась свастика, на нашем флаге – перекрещенные серп и молот. Вот и вся разница. Как
невелика была разница, отличавшая один
государственно-политический строй от другого. Сейчас вновь вознесен над Россией
прежний ее флаг, соединивший в себе, как многие флаги мира, цвета апостола Андрея Первозванного, просветителя и
миротворца. И следует объявить впредь
день памяти Андрея Первозванного днем
Российского флага, днем истинно народной Российской государственной символики.