Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Д Е К А Б Р Ь 26.04.24
13 Д Е К А Б Р Я

13  Д Е К А Б Р Я

 

А Н Д Р Е Й   П Е Р В О З В А Н Н Ы Й

 

День памяти апостола Андрея, нареченного Первозванным,– тоже один из небольших праздников в календаре православной церкви. Обычным рабочим днем (13 декабря по н. с.) проходил он и в народном календаре. Верующие в этот день чинно и смиренно (как и нынче) отстаивали утреннее богослужение, как любое, назначенное каждому из самых близких Христовых апостолов, и расходились по своим делам. В память апостола Андрея никаких обрядов не предусматривалось, и в житейских крестьянских заботах с ним ничего не было связано.

Только у заневестившихся девушек в Андреев вечер появлялись хлопоты: в ночь под Андрея Первозванного устраивались первые зимние гаданья, предшествующие святочным. Весь день девушки тайно постились, а с ужина тайком уносили с, собою кусочек хлеба и прятали его под подушку со словами: «Суженый мой, приходи ко мне трапезничать». Существовало поверье, что в эту ночь девушке, у которой таился хлеб под подушкой, снился желанный жених. А чтобы это непременно случилось, возносилась особая, предназначенная к этому дню, молитва.

И, тем не менее, апостол Андрей был в народе одним из самых почитаемых первых учеников Иисуса Христа; он оставил заметный след и в нашей отечественной истории.

Андрей был родным братом первоверховного апостола Петра, до знакомства с Иисусом Христом братья занимались рыбной ловлей в Галилейском озере. Андрей разделял убеждения Иоанна Предтечи и принял от него крещение в Иордане. Затем состоялось знакомство с Иисусом.

«Однажды, проходя по берегу озера Галилейского,– говорится в Евангелии от Матфея,– увидел Он двух братьев, Симона, названного Петром, и Андрея, которые ловили рыбу, закидывая в озеро невод, и говорит им: следуйте за Мною, Я научу вас ловить (души) человеческие» (Мф. IV, 18, 19). Иоанн в своем Евангелии уточнил, что первым Иисус Христос позвал Андрея, а, за ним пошел и Петр. Поэтому и нарекли Андрея Первозванным.

После казни Иисуса Христа апостолы разошлись по разным странам, проповедуя его учение. Андрею «в удел» досталась Скифия – страны, простиравшиеся по северным и западным берегам Черного моря. Несколько лет он «учил» в Синопе, в городе, расположенном на Южном Черноморском побережье, и пользовался там большой популярностью. Еще в IX веке, спустя восемь столетий, в Синопе показывали кафедру апостола Андрея, сложенную из черных камней.

Затем он отправился в дальнее и долгое путешествие. Переплыл Черное море, побывал в Корсуне, который мы нынче называем древним Херсонесом (от него остались лишь развалины вблизи Севастополя), и здесь узнал, что недалеко находилось устье большой реки Днепр, по которой в неведомые северные земли к скифам и русичам плавали греческие купцы. Андрей в сопровождении нескольких своих учеников добрался до днепровского устья, присоединился там к какому-то купеческому каравану и двинулся вверх по реке. Его путешествие кратко описано в «Повести временных лет».

В пути Андрею приглянулось одно место. Он высадился и предсказал своим ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти,– продолжал летописец,– благословил их, к поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород». Тут у села Грузина Андрей водрузил свой жезл.

Обогнув Европу, Андрей побывал в Риме. Потом вернулся на Балканы, проповедовал во Фракии и в Греции. В 62 году в городе Патрасе был схвачен по приказу римского правителя и распят на кресте, который был сбит небрежно и косо. С того времени косой крест стали называть «Андреевским».

В России известность апостола Андрея наиболее распространилась в годы царствования Петра I. 10 марта 1699 года был обнародован царский указ об учреждении первого в России нагрудного знака отличия – ордена Андрея Первозванного. Он представлял собою серебряную звезду, посередине которой в золотом поле был изображен двухглавый орел с тремя коронами, а на нем – косой крест с распятым апостолом Андреем. В голубой окружности значился девиз ордена: «За веру и верность». К звезде прилагалась голубая лента, которую надлежало носить через правое плечо, а также крест на золотой цепи. В эти регалии награжденные облачались в особо торжественные дни.

Первым кавалером ордена Андрея Первозванного в марте же 1699 года стал один из ближайших сподвижников Петра I генерал-адмирал Федор Алексеевич Головин, возглавлявший в то время Приказ воинских морских дел.

Сам Петр I был награжден первым российским орденом по настоянию Сената в 1703 году – за успешное руководство сражением в устье Невы, которое закончилось взятием двух шведских военных кораблей. В этой баталии отличился и верный сподвижник Петра, преданный его друг А. Д. Меншиков, бомбардирский поручик. Ф. А. Головин, как первый андреевский кавалер, «возложил» знаки ордена Андрея Первозванного и на Петра I, и на Меншикова. Особым Андреевским строевым знаком Петр I отметил и созданный и выпестованный им любимый Преображенский, первый в русской армии гвардейский полк.

В последующие годы орденом Андрея Первозванного награждались наиболее выдающиеся государственные и военные деятели, преимущественно из императорского окружения и двора. Лишь однажды было сделано исключение: в ноябре 1796 года императорским указом ордена Андрея Первозванного был удостоен священнослужитель – митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил. В истории русской православной церкви он так и остался единственным духовным лицом – кавалером высшего военного ордена России.

В 1865 году был учрежден новый кормовой флаг российского военно-морского флота – Андреевский: косой синий крест на белом полотнище.

Вообще белый цвет исстари был любимым и распространенным в русских войсках. Под белыми стягами с изображением Христа Спасителя или Георгия Победоносца сражались с иноземными захватчиками дружины Александра Невского и Дмитрия Донского. Белые знамена со святыми христианскими символами осеняли русские полки в Ливонских войнах Ивана Грозного, в славных баталиях под водительством Петра Великого. И потом, когда в середине прошлого века произошла смена государственных флагов Российской империи, на новых стягах все же остался белый цвет – цвет непорочной чести и дружелюбия. Полоса белого цвета стала верхней частью нового трехцветного государственного торгового флага России. А центральное место в нем заняла синяя полоса, словно одна из перекрещивающихся полос с Андреевского флага. Синий, а точнее – васильковый цвет тоже с древних времен считался любимым цветом славян-земледельцев. Васильки – непременные спутники хлебной нивы, воспеты и прославлены народом в песнях и сказках. Любимым праздничным нарядом русского крестьянина была рубаха-косоворотка василькового цвета. А женщины-селянки любили васильковые сарафаны – наряднее ничего не было.

Напрасно охаивают и отвергают бело-сине-красный российский флаг нынешние идейные догматики из чиновного ряда. Нет в этом флаге ничего реакционного и тем более «монархического». Если и есть что воинственного в нем, так это – нижняя красная полоса, символ ратной доблести, цвет крови, пролитой в наших правых и неправых войнах. Но «до основания разрушая мир насилия», отреклись «вожди пролетариата» от всего нашего прошлого, оставив в отечественной истории лишь события «классовой борьбы», и со времен революции утвердили монополию красного цвета на всех наших знаменах, флагах, транспарантах и официальных государственных знаках. Октябрятам дали красные звездочки, пионерам – красные галстуки, партбилеты – красного цвета. Даже столы на торжественных собраниях со времен гражданской войны покрывали красными полотнищами. Всюду старательно, истово подчеркивалась наша постоянная мобилизованность, готовность к схватке, к непримиримой классовой борьбе, как показал уже неоднократно наш горький опыт, жестокой, изнурительной и бесплодной, в конечном счете до предела истощившей и государство наше, и народ наш экономически и духовно. Красный флаг был государственным и у фашистской, гитлеровской Германии. Там символом на нем красовалась свастика, на нашем флаге – перекрещенные серп и молот. Вот и вся разница. Как невелика была разница, отличавшая один государственно-политический строй от другого. Сейчас вновь вознесен над Россией прежний ее флаг, соединивший в себе, как многие флаги мира, цвета апостола Андрея Первозванного, просветителя и миротворца. И следует объявить впредь день памяти Андрея Первозванного днем Российского флага, днем истинно народной Российской государственной символики.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг