14
М А Я
– 16 И Ю Н Я
В О
З Н Е С Е Н И Е
В этот день
крестьяне с облегчением говорили: «Дошла Весна-красна до Вознесения – тут
ей и конец».
«Зарекался пить с Вознесения до
поднесения», – высмеивали пьянчуг.
«...В Вознесение,
когда оно будет в воскресенье», – говорили, обещая несбыточное.
Праздник Вознесения
отмечают на 40-й день после Пасхи. Поэтому этот день никогда не совпадает с
воскресеньем.
В Евангелиях
рассказывается, что после своего воскресения из мертвых Христос пробыл на земле еще
40 дней. На 40-й день он
повел своих учеников на гору Елеонскую. Здесь Христос преподал им последнее благословение. «И когда
благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лука,24:51).
Явившееся облако окончательно скрыло
Христа, и апостолы услышали голос с
небес, возвестивший, что «сей Иисус, вознесшийся на небо, прийдет
таким же образом, как вы видели Его, восходящим на небо».
В древней русской
литературе в связи с этим событием особо подчеркивается любовь Христа к обездоленным. В одном сказании повествуется:
«Накануне Вознесения Христа расплакалась нищая братия: «Гой еси,
Христос, Царь небесный! На кого ты нас оставляешь? Кто нас
кормить, поить станет, одевати станет, обувати, от темны ночи сохраняти?»
Христос обещал нищим
дать гору крутую, золотую. Иоанн просил не давать нищим золотой горы: «Зазнают гору князи и бояра, зазнают пастыри и власти, зазнают
гору торговые гости; отоймут у них гору золотую, по себе они гору
разделят».
Иоанн предостерег
Иисуса: начнется на земле кровавый раздор из-за золотой горы, а нищие так и
останутся ни с чем. «Как же одарить неимущих, прежде чем
покинуть землю?» – задумался Христос. Иоанн посоветовал дать нищим свое святое имя.
Они будут
ходить по миру, сказал он, и «каждый час прославлять Христа, и будут сыты
и довольны». За такой совет Христос дал Иоанну «золотые уста», и стал он именоваться Иоанном Златоустом. С тех пор просят нищие подаяние и кров
именем Спасителя: «Подайте Христа ради!» – и тем живут.
Праздник Вознесения
стали отмечать в церквах уже в IV веке, но канон его был
установлен четыре столетия спустя.
Помимо церковного
«чина», Вознесение отмечают в каждой семье праздничным столом. Прежде непременно
пекли «лесенки», в знак восхождения на небеса Спасителя.
Герой романа Ивана
Шмелева «Лето Господне» рассказывает: «На Вознесение пекли у нас лесенки из теста –
«Христовы
лесенки» – и ели их осторожно, перекрестясь. Кто
лесенку сломает
– в рай не вознесется: грехи тяжелые. Бывало, несешь лесенку со страхом,
сунешь на край стола и кусаешь ступеньку за ступенькой». А если случалось, у кого
подламывалась лесенка – «провинившийся» должен был говеть до Петрова дня и замаливать грех. Но
и тут огорчения не было: грехи случались часто, безгрешных смертных не бывает.
Праздник Вознесения проходил радостно и весело.