14 февраля — 19
марта
М А С Л Е Н И Ц А
Масленица — первый в
году из «кочующих» праздников, связанных с Пасхой. В 1992 году ее начало
пришлось на 2 марта, в 1993 году масленицу начнут праздновать 21 февраля, а в 2006 году – 23 апреля.
Один из иностранных гостей, посетивших
Россию в 1698 году в дни масленицы, писал об этом русском празднике с порицанием: «Масленица потому так издавна
называется, что русским в продолжение
этой недели позволяют вкушать коровье масло, ибо они во время
поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Масленица начинается за
восемь дней до Великого поста... Всю
масленицу день и ночь продолжается обжорство и пьянство... В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и яйцах, зазывают к себе
гостей и упиваются медом, пивом и
водкою до упаду и бесчувственности».
Пиршественную
особенность масленицы иноземный гость отметил раздраженно, а самого праздника не
разглядел. И в самом деле,
празднование масленицы в те времена поражало воображение зарубежных очевидцев. Такого размашистого и продолжительного гулянья не бывало ни в одной стране.
Только на масленицу, наверное, и раскрывалась вся широта и бесшабашность
русского характера, русской удали.
Самой популярной
забавой в дни масленицы и в наше время считаются катания на санках. Впервые эту
забаву иностранцы отметили в 1472 году, при Иване Грозном.
Неистощимым
затейником в народных праздниках прослыл Петр I.
Особенно он любил потехи на масленицу. Каждую зиму он устраивал шумные и веселые катания на Москве-реке, вдоль кремлевской стены от Воскресенских ворот до Троицких, где ныне
простирается Александровский сад. Этот взгорок кипел веселой людской кутерьмой.
В 1722 году, по
случаю заключения Ништадского мира, который подвел итог почти двадцатилетней войны
со Швецией, Петр I пригласил иноземных послов на
празднование масленицы. Традиционные катания на лошадях русский император
открыл невиданным
зрелищем. В полдень из села Всесвятского к Троицким триумфальным воротам двинулся
небывалый поезд. Сам Петр в парадном мундире ехал по сугробам на корабле, в который были
впряжены 16 лошадей. Вслед на гондоле «плыла» его супруга Екатерина, одетая простой
крестьянкой. А за ними на санях двигались другие корабли. Потом потянулись
сотни саней,
запряженных разными зверями. Палили пушки, и вокруг ликовал народ.
А о масленице в
екатерининские времена М. И. Пыляев в книге «Старое житье», изданной в конце прошлого века, писал: «В ряду разных увеселений старого времени первое
место занимали также катальные горы,
карусели, качели и т. п. игры, вошедшие
в большое употребление в царствование Екатерины II.
Все
эти удовольствия были устраиваемы на площадях для увеселения народа во
всю масленицу... Катальные горы устраивались и в Москве при
Покровском дворце, куда Екатерина II,
по примеру
своих предшественниц, любила ездить и веселиться всем двором».
Подобные затеи –
катания вереницами и «поездами», с музыкой, песнями и «лицедейством» и другими
забавами устраивались на масленицу в городах и селах по всей России. В
поволжских губерниях в дни масленицы парни непременно разыгрывали «штурм» снежного
городка, так красочно запечатленного на картине выдающегося русского художника
В. И. Сурикова.
Каждый день
масленицы имел свое название. Понедельник – встреча, гостей встречали. И застолье
посвящалось началу масленицы. Вторник – заигрыши, начинались катания на
санках. Среда
– лакомка, стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Четверг – разгул, этот день сам за себя
говорит. Пятница – «тещины вечерки», ходили
к теще на блины. Суббота – «золовкины посиделки», в этот день навещали
сестер мужа. Воскресеньем – «прощеным днем» неделя завершалась. Родственники и друзья ходили друг к другу не
праздновать, а с «повинением»,
просили прощение за умышленные и случайные
обиды и огорчения, причиненные в текущем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными: важно было
получить прощение, установить или
возобновить самые близкие и сердечные
взаимоотношения, ибо дружба и любовь ценились выше всего.
Основным лакомством
во все дни сырной недели были блины. С чем только их не ели: с маслом, медом,
патокой, икрой. И пекли блины в каждом доме. За неделю съедались горы блинов, разумеется, под
хмельную чарку. По свидетельству писателя-разночинца Н. Г. Помяловского, один из
петербургских извозчиков в первый день масленицы в гостях у любезной кухарки, не вставая из-за стола,
съел 70 блинов и выпил полведра сивухи. Разговору об этом рекорде было на всю
оставшуюся зиму во всей столице.
Почему же символом
масленицы стали блины? Откуда взялось это чисто русское праздничное
и ритуальное лакомство?
В Библии упомянуты
«млины». Там сказано, как царь Давид, по случаю перенесения киота Господня, всему народу «даяше по млину сковрадному». Авторитетный знаток русского
народного быта профессор Московского
университета, один из воспитателей М.
Ю. Лермонтова, этнограф и мифолог И. М. Снегирев утверждал, что «У русских слово «млин» – лепешка из греческой
молотой муки, пекущаяся на сковородке, подмазанной маслом, переменилось в блин».
Блин, круглый,
поджаренный, снятый «с пылу», напоминал солнце. Он и был символом вновь набирающего
яркость и жар весеннего солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили его все народы мира. И
наши далекие предки, древние славяне, особо почитали Ярилу – бога солнца. А с
масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце
управляло ветрами и водами, наполняло энергией все живое и плодоносящее и давало пищу,
свет и тепло человеку.
Масленица была праздником животворного весеннего солнца.
В воскресенье,
которым завершалась веселая неделя масленицы, «заговлялись», старались подобрать,
съесть все, что было настряпано за неделю. А остатками – блинами и другими яствами – угощали
нищих. От масленицы на следующий день не оставляли даже куска хлеба: если некому
было отдать, выносили скотине. В первый
понедельник Великого поста начинался уже иной образ жизни и питания.
Но еще самую
последнюю «дань» масленице отдавали в субботу первой великопостной недели. Эта суббота называлась «тужилка о масленице». Молодожены в этот день
угощались караваем, впрок испеченным
еще в дни масленицы: он так и назывался
– «тужильником». А в других семьях в последний раз пекли, но уже постные блины. Мужики позволяли себе «ополоснуть рот» – в последний раз принимали
рюмочку хмельного. Наступивший Великий пост уже никаких отступлений
более не дозволял.