12 Н О Я Б Р Я
З И Н О В И Й И З
И Н О В И Я
Каждое утро
издревле со всех российских колоколен разносился окрест призывный звон. И тянулся
народ в храмы на утренний молебен. Смиренно творились молитвы. Священники
поминали
святых, чья память выпадала в данный день. Именинники ставили свечи перед образами своих святых
покровителей. Но редко кому из прихожан
известны были христианские подвиги поминаемых
святых. Поминались они чаще всего в связи с житейскими или хозяйственными заботами как непременные вехи народного календаря. Так и день памяти брата и сестры
Зиновия и Зиновии занял место в ряду приметных дней особым образом.
Егейский епископ
Зиновий и его сестра Зиновия приняли мученическую смерть в 285 году, во времена
правления императора Диоклетиана, по приговору киликийского правителя Лисия. В предании
говорится, что будто бы язычник Лисий перед казнью Зиновия заявил ему:
«Предлагаю тебе жизнь, если поклонишься нашим богам, и смерть – если не
поклонишься». Зиновий твердо ответил: «Эта временная жизнь без Христа не есть
жизнь, и
я готов принять смерть, но остаться с моим Создателем». По приказу Лисия
непокорного епископа прибили к кресту. Зиновия потребовала и ее предать такой же
казни, чтобы разделить с братом его страдания.
В те времена подвиг
епископа Зиновия и его сестры был редким примером неслыханной стойкости,
самопожертвования и непоколебимой верности христианскому учению. Поэтому
расправы над
проповедниками христианства запечатлевались в его истории не тускнеющими,
яркими страницами. И с веками сделались приметными вехами в годовой цепи житейских
и хозяйственных забот каждого христианина, своеобразными «узелками на память». День Зиновия
и Зиновии, как произносили русские крестьяне, стал даже двойным «узелком».
День Зиновия
называли охотничьим праздником. Он стал первым днем псовой охоты. Русский историк
Н. М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» писал, что псовую
охоту на зайцев
на Руси ввел великий князь Василий III, отец Ивана Грозного. А до того
собак никогда не использовали на охоте, потому что гнушались ими как «нечестивыми тварями».
В средней полосе
России в этот 'день обычно выпадала первая пороша. И охотники с борзыми выезжали на «травлю зайцев». В этот день непременно нужно было «затравить» хотя
бы одного зайчишку, называвшегося
«именинным», иначе охотников ждала неудача
весь год. И в первый день охоты на зайцев не жалели ни себя, ни лошадей, ни собак. Добыв косого,
бывало, говорили: «Коня положили, да
зайца уходили». Поистине охота пуще неволи.
До наших дней дошла досада-поговорка: «Цена зайцу – две деньги, а бежать – сто
рублев».
В Сибири день
Зиновия считали праздником рыбаков. На Иртыше, Оби, Енисее и других реках «с Зиновия»
отправлялись на лов красной рыбы. И добрый улов непременно отмечали хмельной пирушкой на
высоком берегу реки – «на юру». Праздник первого улова так и назывался – «Юровая».
«Второй узелок»
обычно связывали с именем святой мученицы Зиновии. Ко дню ее памяти в средней
полосе России появляются зимующие птицы: синицы, щеглы, снегири, сойки,
чечетки. Особым вниманием и попечением сельских хозяек и детишек издавна пользуется синица,
которую во многих местах называют «зинькой» или «зинкой»-именинницей,
в честь святой Зиновии. Про синицу сложено множество поговорок:
Синичка – воробью
сестричка.
Не велика
птичка-синичка, и та свой праздник помнит.
Немного зинька (зинка)
ест-пьет, а весело живет.
Ценили синицу и птицеловы:
Лучшая певчая
синица девятисловная – на девять ладов поет.
Синица в руках лучше
соловья в лесу.
Однако мало кто
держал синиц в клетках – за окошком на воле она и поет веселей, и живет завидней. А
кто держал в студеную пору дворовых певчих птиц в клетке, в день Благовещения непременно
выпускал на волю. Дети, выпуская птиц на волю, пели:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на поле поживите,
К нам весну скорей ведите!