Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

И Ю Л Ь 26.04.24
12 И Ю Л Я

12   И Ю Л Я

 

П Е Т Р О В К И

 

Апостолов Петра и Павла называют первоверховными. Такого звания больше ни у кого из святых нет. Они – учредители, основатели христианской религии. И хотя только Петр был одним из двенадцати апостолов, избранных самим Иисусом Христом, а Павел стал страстным проповедником Христова учения несколько позже, их судьбы сошлись в конце жизни, и они оба в одно время и в одном городе – Риме приняли мученическую смерть по повелению одного и того же императора – Нерона.

Одним из первых учеников Иисуса Христа стал рыбак Симон, которого Иисус встретил в обществе брата Андрея на берегу Галилейского озера.

В Евангелии от Иоанна говорится: «Андрей... привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит камень (Петр)» (Иоанн, I, 40, 42). А Евангелист Матфей поясняет, что именно Петра (Симона) Иисус Христос назначил основателем церкви: «...я говорю тебе: ты Петр и на сем камне Я создам церковь Мою...» (Матфей, XVI, 18).

Петр принадлежал к трем апостолам, которым Иисус Христос поверял свои тайны. После казни и вознесения Иисуса Христа он стал одним из главных вождей христианского братства. Наиболее талантливый и популярный проповедник, Петр стремился распространить христианство от Вавилона до Рима. Он читал свои проповеди в разных городах Римской империи. Исходил Малую Азию, был в Антиохии Сирийской. Предания утверждают, что последние годы Петр руководил христианскими общинами в Риме и был там избран первым епископом. Его считают основателем «римской кафедры», т. е. учредителем престола папы Римского, основоположником католического христианства.

Павел, родом из малоазийского города Тарса, вначале был сторонником крайнего иудаизма, но, познакомившись с учением Иисуса Христа, после его казни стал ревностным проповедником христианства. В первые годы Павел и его приверженцы тайно собирались в разных местах. Например, «в доме у Лидии, торговавшей тканями» в городе Филиппы, на Балканах. В Иерусалиме такие встречи проходили в доме Марии, матери Марка. Затем Павел переехал в Эфес, где проводил христианские собрания «в школе Тиранна-философа». Впервые в Эфесе же Павел провёл собрание пресвитеров-старейшин христианских общин, которых называл «епископами», т. е. блюстителями. Так в христианской иерархии священнослужителей появился сан главы епархии.

За время своей проповеднической деятельности Павел составил 14 Посланий, в которых изложил свои рассуждения о разных вопросах христианского учения. Ему принадлежит изречение: «Кто не трудится, тот и не ешь». Несколько лет Павел проповедовал вместе с апостолом Варнавой, и в Антиохии они были забросаны каменьями и изгнаны из города. Но никакие опасности: ни нападения грабителей, ни кораблекрушения, ни преследования властей – не могли остановить миссионерского дела Павла. В разных странах он основал множество церквей. Доходил даже до Британии. Его деятельность тоже оборвалась трагически.

В одном из преданий рассказывается, что Павел был арестован во время проповеди в Палестине, в период правления императора Нерона. Римский офицер принял его за пророка из Египта. Павла отправили в Кесарию, потом он был доставлен в Рим. В 64 году в Риме вспыхнул грандиозный пожар, уничтоживший преимущественно бедные кварталы. Нерон обвинил в поджоге христиан. Прокатилась волна казней. В этой волне и погибли апостолы Петр и Павел. Их казнили в один день – 29 июня 67 года.

Так они и вошли в историю христианства вместе, неразлучно, а в христианском народном календаре слились в единый образ. В их честь в России создано немало исторических памятников: крепость, которая стала ядром Петербурга, была заложена 29 июня 1714 года и названа Петропавловской. До наших дней сохранили свое первоначальное название два больших российских города: Петропавловск, центр Северо-Казахстанской области, и Петропавловск-на-Камчатке. И день памяти апостолов Петра и Павла в народе именуют одним словом «Петровки».

Петровки были строгим праздником. Дело в том, что Петрову дню предшествовал довольно долгий и строгий пост, называемый апостольским. Начинался он спустя неделю после Троицы, и от того дня, на который приходилась Троица, зависела его продолжительность.

Петров пост был суровым, потому что даже овощей, кроме зеленого лука да щавеля, на грядках еще не было. И ни ягод, ни грибов – в лесу. Да и хлебные припасы приближались к исходу. Крестьянки, матери больших семейств, горше всего переживали трудности Петровского поста. Иронически говорили: «Утешили бабу петровские жары голодухой». Утешались, однако, выпавшим коротким «междупарьем» – перерывом в полевых работах: сев и огородные посадки кончились, а жатва еще не начиналась. Поговорка подмечала: «Женское лето по Петров день, с Петрова дня – страда».

На Петров день обильно разговлялись после долгого и строгого поста. Предвкушая праздничное пиршество, мужики говорили: «В Петров день – барашка в лоб». Еще заранее выбирали у кого-то во дворе подходящего барана, выкупали его всем миром, и бывший хозяин откармливал барана к Петрову дню, а в праздничное утро его закалывали и устраивали «братчину».

В верхневолжских селениях баран заменялся купленным в складчину бычком. Заколотого бычка варили на сельской площади в нескольких котлах и после обедни в церкви во главе со священником устраивали «мирское» угощение. Этот обычай повелся исстари. Согласно преданию, однажды из лесу в какое-то село забежал олень. Его приняли за «дар божий», закололи и съели всем миром. С тех пор олени перевелись, и люди вынуждены были довольствоваться «мирским» бычком.

Праздновали и возносили молитвы в этот день преимущественно апостолу Петру, а память Павла, «чтобы не обижался», отмечали на следующий день – 30 июня, присоединив его к чествованию первых двадцати апостолов Иисуса Христа.

Петровки издавна праздновали на Руси широко и торжественно. Немецкий путешественник Адам Олеарий оставил описание петровских праздников, которые он наблюдал в 1655 году: «У всех русских и москвитян отправляется около сего праздника несколько недель странное игрище. Хотя они строго и безвыходно держат жен своих в домах, так что весьма редко пускают их в церковь или в гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга: там они качаются на круглых качелях, поют особенные песни и, схватясь одна с другою руками, водят круги и пляшут с рукоплесканием и притопыванием ногами».

Хороводы и карусели, своеобразно описанные Олеарием, сопровождали все летние народные гулянья: на Троицу, на Ивана Купалу, на Петровки. Но Петровские праздники отличались и своими особенностями. В этот день справляли «обетные угощения» – крестные отцы и матери (кумовья) навещали своих «крестников» и угощали их принесенными пирогами. А «сватов» – родителей своих названных детей – приглашали к себе и потчевали ужином, который назывался «отводным столом». Об этом празднике почтительно говорили: «У мужика-то и праздник, что Петров день».

Особым образом праздновала Петровки сельская молодежь. Девушки ходили в лес, в последний раз слушали соловьиное пение – с Петрова дня соловьи замолкают. Водили хороводы, «крестили» кукушку, как на Троицу.

В южных губерниях проводили в лесу всю ночь – «караулили солнце» и до восхода жгли костры и вокруг них развлекались. Всю ночь забавлялись и парни. Затевали борьбу, ради озорства устраивали на дорогах завалы и пугали случайных и запоздалых путников.

На другой день с восходом солнца веселье заканчивалось, и все возвращались к своим обычным, будничным делам и заботам. До следующего праздника. А он был недалек – приближались Спасы.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг