Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

И Ю Н Ь 25.04.24
12 И Ю Н Я

12  И Ю Н Я

 

И С А А К И Й    З М Е И Н Ы Й   П Р А З Д Н И К

 

 «На Исаакия змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу» – такой давней приметой означен этот день в народном календаре. И в самом деле, в это время легко наткнуться в лесу на скопище змей. Это, действительно, – пора их «свадеб», и люди обычно воздерживаются от лесных прогулок в эту пору.

День памяти преподобного Исаакия стал просто календарной отметкой одного из обычных естественных явлений в окружающем нас диком животном мире. Сам же святой Исаакий никакого отношения к змеиному племени не имел. Разве только тем, что, приняв в юности иноческий постриг, удалился в пустыню и долго жил там, окруженный разными ядовитыми тварями, в частности змеями, и приходилось ему, оберегая свою жизнь, постоянно держаться настороже и приспосабливаться к. суровым условиям уединения. Неизвестно, как закончилась бы иноческая жизнь Исаакия, если бы при императоре Валенте в 364 году не началось новое гонение на христиан. Противники Христова учения опять стали разрушать храмы и осквернять святыни. Исаакий, узнав об этом, покинул пустынное убежище и пришел в Константинополь. Он решительно выступил в защиту христианских духовных и культурных ценностей и в своих страстных проповедях предсказал нечистивому богоотступнику Валенте позорное поражение и погибель в близко ожидавшейся войне. Рассерженный император велел схватить зловредного проповедника и заточить в темницу. Но Исаакий не унимался и в заключении. И его пророчество сбылось. Спустя несколько лет на Византию напали готы, и в долгой войне с ними Валента терпел одно поражение за другим. В последнем сражении он вместе со своей охраной был окружен и загнан в сарай. Сарай готы подожгли, и император сгорел заживо.

Исаакия выпустили из темницы, и он продолжал свои пророческие проповеди. Новый император Феодосии окружил Исаакия достойным почтением. Исаакий основал под Константинополем обитель, названную потом в честь его преемника Далматским монастырем. Умер Исаакий в 383 году в глубокой старости, часто поминая свои странствия в пустыне, которые выпали ему в молодые годы.

Те странствия и определили ему место в христианском народном календаре. Помянув в утреннем молебне преподобного Исаакия, православные россияне в этот день обращали свое усердие против змей, с которыми как раз в эти дни крестьянам и доводилось встречаться чаще, чем в другое время.

Повсюду шел сенокос. Выкашивались не только луга, но и лесные поляны. И скопища змей или просто бродячие гадюки часто обнаруживались под копнами или стогами. И немало селян страдало от их нападений.

Змею считали коварным гадом. Ее называли: «Шипуля за ногу типуля». Предостерегали неосторожных: «Змею выше глаз не подымай». Полагали, что «Змея жалит не ради сытости, а ради лихости». Ей приписывали даже недобрую чудодейственную силу: «Если убитую змею повесить на березу – пойдет дождь». А в пору сенокоса дождь был помехой. Поэтому крестьяне старались предохраниться от змеиного «нашествия» самыми разными способами.

Наиболее верным средством против змей считали веронику-траву из семейства коричниковых. В народе ее называли «козьей мордой», «порченой помочью», «андреевым крестом», «егоровым копьем» и «змеиной головкой». А змею-гадюку во многих местах Средней России и в наши дни называют «козулькой».

По утрам в «Змеиный праздник» селяне разбрасывали на открытых местах – на полянах, на выгоне, вокруг стогов – свежие пучки вероники, которую, по поверью, змеи жадно пожирали и от этого околевали. В других местностях, собираясь в лес по ягоды, стелили веронику в лапти или башмаки, веря, что таким образом отпугивали змей.

Словом, день памяти преподобного Исаакия был у селян (да и ныне остается) наполненным тревожными событиями и хлопотами. Змея – существо опасное. Это известно каждому с детства.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг