12
И Ю Н Я
И С А А К И Й – З М
Е И Н Ы Й П Р А З Д Н И К
«На Исаакия змеи скопляются, идут поездом на
змеиную свадьбу»
– такой давней приметой означен этот день в народном календаре. И в самом
деле, в это время легко наткнуться в лесу на скопище змей.
Это, действительно, – пора их «свадеб», и люди обычно воздерживаются от лесных
прогулок в эту пору.
День памяти
преподобного Исаакия стал просто календарной отметкой одного из обычных
естественных явлений в окружающем нас диком животном мире. Сам же святой Исаакий никакого отношения к змеиному племени не имел. Разве только
тем, что, приняв в юности иноческий постриг, удалился в пустыню и долго
жил там, окруженный разными ядовитыми тварями, в частности змеями, и
приходилось ему, оберегая свою жизнь, постоянно держаться настороже и приспосабливаться к. суровым условиям уединения. Неизвестно, как закончилась бы иноческая жизнь Исаакия, если бы при императоре Валенте в 364 году не
началось новое гонение на христиан.
Противники Христова учения опять стали разрушать
храмы и осквернять святыни. Исаакий, узнав об этом, покинул пустынное убежище и пришел в
Константинополь. Он решительно
выступил в защиту христианских духовных и культурных ценностей и в своих
страстных проповедях предсказал нечистивому богоотступнику Валенте позорное
поражение и погибель в близко ожидавшейся
войне. Рассерженный император велел схватить зловредного проповедника и
заточить в темницу. Но Исаакий не
унимался и в заключении. И его пророчество сбылось. Спустя несколько лет
на Византию напали готы, и в долгой войне с
ними Валента терпел одно поражение за другим. В последнем сражении он вместе со своей охраной был окружен и загнан в сарай. Сарай готы подожгли, и император
сгорел заживо.
Исаакия выпустили из темницы, и он
продолжал свои пророческие проповеди. Новый император Феодосии окружил Исаакия достойным почтением. Исаакий основал под
Константинополем обитель, названную потом в честь его преемника Далматским
монастырем. Умер Исаакий в 383 году в
глубокой старости, часто поминая свои
странствия в пустыне, которые выпали ему в молодые годы.
Те странствия и
определили ему место в христианском народном календаре. Помянув в утреннем молебне преподобного
Исаакия, православные россияне в этот день
обращали свое усердие против змей, с
которыми как раз в эти дни крестьянам и доводилось встречаться чаще, чем в другое время.
Повсюду шел
сенокос. Выкашивались не только луга, но и лесные поляны. И скопища
змей или просто бродячие гадюки часто обнаруживались под копнами или стогами. И
немало селян страдало от их нападений.
Змею считали
коварным гадом. Ее называли: «Шипуля за ногу типуля».
Предостерегали неосторожных: «Змею выше глаз не подымай». Полагали, что
«Змея жалит не ради сытости, а ради лихости». Ей приписывали даже недобрую
чудодейственную силу: «Если убитую змею повесить на березу – пойдет дождь». А в
пору сенокоса дождь был
помехой. Поэтому крестьяне старались предохраниться от змеиного «нашествия»
самыми разными способами.
Наиболее верным
средством против змей считали веронику-траву из семейства коричниковых. В народе ее называли «козьей мордой», «порченой помочью», «андреевым крестом»,
«егоровым копьем» и «змеиной
головкой». А змею-гадюку во многих местах Средней России и в наши дни называют «козулькой».
По утрам в «Змеиный
праздник» селяне разбрасывали на открытых местах – на полянах, на выгоне,
вокруг стогов – свежие пучки вероники, которую, по поверью, змеи жадно
пожирали и
от этого околевали. В других местностях, собираясь в лес по ягоды, стелили
веронику в лапти или башмаки, веря, что таким образом отпугивали змей.
Словом, день памяти преподобного
Исаакия был у селян (да и ныне остается)
наполненным тревожными событиями и хлопотами. Змея – существо опасное. Это известно каждому с детства.