12 А П Р Е Л Я
И О А Н Н
Л Е С Т В И Ч Н И К
В истории христианской православной церкви Иоанн Лествичник занимает особое
место. Он — один из видных подвижников и теоретиков иночества. Двадцати
годов от роду, избрав иноческий образ жизни,
он дожил до 80 лет и умер около 606 года, будучи последние четыре года игуменом Синайской
Обители.
Отшельническая жизнь
Иоанна отличалась разумным рационализмом, исключением всяких крайностей.
Долгие годы, исследуя пути и способы духовного существования человека, он
написал, ставшее
потом знаменитым, руководство к иноческой жизни, назвав свой труд «Лествицей
райской». Четыре века Иоаннова рукопись лежала,
известная лишь маленькому кругу священнослужителей, и только в X—XI
веках знаменитые славянские просветители Кирилл и Мефодий
перевели «Лествицу» с греческого на славянский
язык в Болгарии. А оттуда книга Иоанна Лествичника стала
распространяться на Руси.
До наших дней дошло
бережно сохранившееся в библиотеке Свято-Троицкой лавры рукописное воспроизведение
«Лествицы» Иоанна, превосходно и красочно
исполненное «полууставным письмом» в
1490—1510 годах неизвестным писцом и художником. Этот список — вершинный образец средневековой графики и живописи, процветавшей в те годы в русских
монастырях. С первых лет своего
появления, на заре русского православного
христианства, монастыри стали истинными очагами народной отечественной культуры и до наших дней
остались ее ревностными хранителями. Невозможно представить, какое
убогое наследие духовной жизни нашего народа
дошло бы до нас, если бы на Руси не
было монастырей. Лучшие умы подвизались в их стенах. В них же воспитывались и наиболее верные и страстные радетели и созидатели духовных сокровищ нашего народа. Монахи же стали и первыми печатниками. Их усердием
впервые была издана в Москве в 1647
году и «Лествица райская». Известные русские теологи Нил Сорский
и Максим Грек посвятили Иоанновой «Лествице» обстоятельные толкования.
Иноческую жизнь
Иоанн рассматривал в своем труде как путь непрерывного восхождения по лестнице духовного самоусовершенствования. Это восхождение, утверждал он,
представляет собою процесс борьбы с
собственными страстями и пороками, процесс
постоянного духовного очищения.
Книга Иоанна Лествичника содержит 30
бесед об иноческой жизни. Каждая беседа посвящена одной из различных ступеней духовного
восхождения. «Лествица райская» много веков была
основным наставлением для христианских подвижников, избиравших иноческий
путь богослужения. Не утратила она своего значения и в наше время. «Если мы и высокую
жизнь проходим, — писал Иоанн в одной из своих «Бесед», — а сердца болезненного (т. е.
покаянного, с чувством покаяния) не приобретаем, то все это притворно и суетно».
Разве не пригодно это правило в нашей жизни?
Одним из строгих
условий самоусовершенствования Иоанн Лествичник считал воздержание в питании. В память об этом в
четвертое воскресенье
Великого поста справляют молебен, посвященный
Иоанну Лествичнику. Это один из немногих «переходящих» памятных дней, отводимых наиболее почитаемым
святым.
В народном же
крестьянском календаре Иоанн Лествичник
имел постоянный день
чествования — 30 марта, или 12 апреля по новому
стилю. Его память отмечали особым обрядом.
Ранним утром, еще до
церковной службы, хозяйки пекли из простой размольной муки «лествицы»
— лесенки, длиною во весь противень. А, возвратившись из церкви, все садились
завтракать
и пить чай с «лестницами». Каждому доставалась целая, и надо было бережно и
аккуратно съесть ее, ступеньку за ступенькой, и у кого в руках она нечаянно обламывалась, считали того несчастным, не суждено ему было пройти «райскую
лестницу» до самой вершины.
В общем, был ритуал,
который вносил оживление в повседневную жизнь. И запоминался день Иоанна Лествичника не съеденной символической «райской лестницей», а
оживлением памяти о нем — древнем, мудром и добром наставнике, заботившемся о чистоте
и крепости нравственных и духовных опор ближнего.