Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Н О Я Б Р Ь 26.04.24
11 Н О Я Б Р Я

11  Н О Я Б Р Я

 

А Н А С Т А С И Я    О В Е Ч Н И Ц А

 

У российских овцеводов было несколько покровителей. Преподобная мученица Анастасия Римлянина, жившая в III веке, была наиболее почитаемой. Ее воздействие простиралось не только на дела в овчарне, но и на крестьянские заботы, связанные с использованием продукции овцеводства. Овца в крестьянском хозяйстве была столь же важным животным, как лошадь и корова, от которых зависело благополучие каждой сельской семьи. Она нравилась неприхотливостью и кротким нравом. С уходом за овцами справлялись даже дети. Недаром козлята и ягнята поминаются во многих русских сказках. Про овцу говорили с нежностью: «Голова овечья, а душа человечья».

Овца была кладезем благ. Она кормила крестьянина дешевым и вкусным мясом, а местами – и сыром, снабжала его овчиной и шерстяной одеждой, одевала всех в семье, что называется, с головы до ног. Без покровительства и помощи небесных заступников разводить овец было немыслимо. Святая Анастасия считалась самой участливой.

И в каждой крестьянской семье она была наиболее известной из христианских мучениц. Ее Житие короткое и запоминающееся. Родилась Анастасия в семье богатого римлянина, но рано осиротела и воспитывалась под покровительством игуменьи Софьи в монастыре, в духе христианского вероучения и благочестия, Когда она повзрослела, в середине 250-х годов, при императоре Декии усилились гонения на христиан. Посланный к монастырю отряд воинов разгромил беззащитную обитель. Самую юную и дерзкую монахиню Анастасию доставили к правителю города Прову. Пораженный красотой и смелостью юной христианки, Пров предложил ей стать его женой и тем самым сохранить жизнь. Анастасия решительно и твердо отвергла его предложение. «Мой муж, мое богатство и жизнь – Иисус Христос»,– заявила она. Разъяренный Пров приказал отрезать Анастасии язык. После ее долго пытали и затем отсекли голову. Обезглавленное тело юной мученицы отвезли за город и бросили на съедение диким зверям. Но ночью престарелая игуменья Софья с двумя верными помощницами отыскала мертвую свою воспитанницу и с почестями предала ее земле.

Однако в церковном православном календаре в конце года отмечают память еще двух мучениц Анастасий: на следующий день, 30 октября (12 ноября) Анастасии Солунской, погибшей почти одновременно с первой Анастасией, прозванной Римляниной, и 22 декабря (4 января) Анастасии Узорешительницы, распятой на косом кресте сто лет спустя. Почитая всех трех, в народе их спутали, и постепенно с веками они слились в один образ, в особенности в представлении верующих крестьянок. Стали считать, что Анастасия была близка к Богородице и вместе с бабкой Соломеей приняла на руки новорожденного Иисуса Христа. А поскольку Мария скрывалась от Ирода со своим младенцем в овечьем хлеву, и первой его колыбелью были овечьи ясли, Анастасию также сделали причастной к промыслу овчаров. Приближение к Христову семейству усиливало ее святость и влияние на благополучие овечьего стада в крестьянском дворе.

Попало под покровительство Анастасии также скорняжное и шерстобитное ремесло: выделка овчин, шитье шуб и изготовление валенок. Шубники и валяльщики принимались за свое дело чаще всего в день Анастасии-овечницы, с ее благословения. А шубное производство было в России одним из важнейших и распространенных ремесел. В средней полосе России разводили специальную «шубную» породу овец – романовскую. Овчина с романовской овцы отличалась густым пуховым подшерстком. Шуба получалась очень теплой. Овцы этой породы водились в каждом дворе, и полушубки и тулупы были самым распространенным видом зимней одежды в деревне. Да и стоили они дешево. Тулупники брали за шитье по две копейки с овчины. Поэтому и говорили: «Овчинка выделки не стоит», так как выделка обходилась дороже самой шубы.

Ради справедливости надо упомянуть, что романовских овец разводили и в колхозах до войны, и в великой битве под Москвой, в суровую зиму 1941–1942 годов. Белые полушубки и серые валенки, в которые были одеты и обуты тысячи советских солдат и офицеров, сыграли не менее решающую роль, чем только что появившиеся в нашей армии автоматы и танки Т-34.

После войны был взят курс на разведение тонкорунных овец, и романовское овцеводство захирело и сошло на нет. Хватились потом, что трудно работать зимой без шубы не только крестьянину, но и добытчику газа и нефти в северных районах страны. Да – поздно. Крепко и необратимо был отбит интерес к разведению «низкосортных» романовских овец и шубному производству.

Но покровительство Анастасии-овечницы осталось, ибо в нем – всегдашняя забота небесных сил о благе человека. Небесные силы – не земные: они постоянны и разумны...

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг