11 Н О Я Б Р Я
А Н А С Т А С И Я – О В Е Ч Н И Ц А
У российских
овцеводов было несколько покровителей. Преподобная мученица Анастасия Римлянина,
жившая в III веке, была наиболее
почитаемой. Ее воздействие простиралось не только на дела в овчарне, но и на
крестьянские заботы, связанные с использованием продукции овцеводства. Овца в
крестьянском хозяйстве была столь же важным животным, как лошадь и корова, от которых
зависело благополучие каждой сельской семьи. Она нравилась неприхотливостью и кротким
нравом. С уходом за овцами справлялись даже дети. Недаром козлята и ягнята поминаются во многих
русских сказках. Про овцу говорили с нежностью: «Голова овечья, а душа человечья».
Овца была кладезем
благ. Она кормила крестьянина дешевым и вкусным мясом, а местами – и сыром, снабжала
его овчиной и шерстяной одеждой, одевала всех в семье, что называется, с головы до ног.
Без покровительства и помощи небесных заступников разводить овец было немыслимо.
Святая Анастасия считалась самой участливой.
И в каждой
крестьянской семье она была наиболее известной из христианских мучениц. Ее Житие короткое и запоминающееся.
Родилась Анастасия в семье богатого римлянина, но рано осиротела и воспитывалась под покровительством игуменьи
Софьи в монастыре, в духе
христианского вероучения и благочестия, Когда она повзрослела, в середине 250-х годов, при императоре Декии усилились гонения на христиан. Посланный к
монастырю отряд воинов разгромил беззащитную обитель. Самую юную и дерзкую монахиню Анастасию доставили к правителю
города Прову. Пораженный красотой и
смелостью юной христианки, Пров
предложил ей стать его женой и тем самым сохранить жизнь. Анастасия
решительно и твердо отвергла его предложение. «Мой
муж, мое богатство и жизнь – Иисус Христос»,– заявила она. Разъяренный Пров
приказал отрезать Анастасии язык. После
ее долго пытали и затем отсекли голову. Обезглавленное тело юной мученицы отвезли за город и бросили на
съедение диким зверям. Но ночью престарелая игуменья Софья с двумя верными помощницами отыскала мертвую свою воспитанницу
и с почестями предала ее земле.
Однако в церковном
православном календаре в конце года отмечают память еще двух мучениц Анастасий:
на следующий день, 30 октября (12 ноября) Анастасии Солунской, погибшей почти одновременно с
первой Анастасией, прозванной Римляниной, и 22 декабря (4 января) Анастасии
Узорешительницы, распятой на косом кресте сто лет спустя.
Почитая всех трех, в народе их спутали, и постепенно с веками они слились в один
образ, в особенности в представлении верующих крестьянок. Стали считать, что Анастасия была
близка к Богородице и вместе с бабкой Соломеей приняла на руки новорожденного Иисуса Христа. А поскольку Мария скрывалась от Ирода со своим младенцем в
овечьем хлеву, и первой его колыбелью
были овечьи ясли, Анастасию также
сделали причастной к промыслу овчаров. Приближение к Христову семейству усиливало ее святость и влияние
на благополучие овечьего стада в
крестьянском дворе.
Попало под
покровительство Анастасии также скорняжное и шерстобитное ремесло: выделка овчин,
шитье шуб и изготовление валенок. Шубники и валяльщики принимались за свое
дело чаще
всего в день Анастасии-овечницы, с ее благословения. А шубное производство
было в России одним из важнейших и распространенных ремесел. В средней полосе
России разводили специальную «шубную» породу овец – романовскую. Овчина с романовской овцы
отличалась густым пуховым подшерстком. Шуба получалась очень теплой. Овцы этой породы
водились в каждом дворе, и полушубки и тулупы были самым распространенным видом зимней
одежды в деревне. Да и стоили они дешево. Тулупники брали за шитье по две копейки с
овчины. Поэтому и говорили: «Овчинка выделки не стоит», так как выделка обходилась дороже самой
шубы.
Ради справедливости надо упомянуть, что
романовских овец разводили и в колхозах до
войны, и в великой битве под Москвой, в суровую зиму 1941–1942 годов. Белые
полушубки и серые валенки, в которые были
одеты и обуты тысячи советских солдат и
офицеров, сыграли не менее решающую роль, чем только
что появившиеся в нашей армии
автоматы и танки Т-34.
После войны был взят
курс на разведение тонкорунных овец, и романовское овцеводство захирело и сошло на нет. Хватились потом, что трудно работать зимой без шубы
не только крестьянину, но и добытчику газа и нефти в северных районах
страны. Да
– поздно. Крепко и необратимо был отбит интерес к разведению «низкосортных»
романовских овец и шубному производству.
Но покровительство
Анастасии-овечницы осталось, ибо в нем – всегдашняя забота небесных сил о благе
человека. Небесные силы – не земные: они постоянны и разумны...