11 С Е Н Т Я Б Р Я
И В А Н П О С Т Н Ы Й
День памяти Иоанна Предтечи – заметный переломный рубеж и в природе, и в
крестьянских заботах; Начиналась заготовка разносолов на зиму. Открывались
осенние торги и ярмарки. И характер этого дня ярко выразился в поговорках и приметах:
Иван постный пришел – лето красное
увел.
Иван постный осени
отец крестный.
Коли урожай хорош на
Ивана постного – лету добрые поминки
С Ивана постного в кармане скоромная
копейка шевелится.
Красно лето работой,
а Иван постный – красными товарами да бабьими приглядами
На Иванов торг мужик
идет, а баба зорится (приглядывает приценивается
Иван постный был,
пожалуй, единственным в году днем, в котором одновременно сходились и запреты, и соблазны. Поэтому особенно тяжко переживался мужским населением. К
тому и говорилось: «Иванов пост не
велик, а перед ним и Филлипов пост кулик».
Герой романа Ивана
Шмелева «Лето Господне», знаток народной жизни, высказывался: «Вот
и канун Ивана постного – «усекновение главы Предтечи и Крестителя Господня» – печальный день. Завтра пост строгий,
будем вкушать только грибной пирог и грибной
суп с подрумяненными ушками и рисовые котлеты с грибной подливкой, а сладкого не будет, и круглого ничего не будет. «Из уважения»: ни картошки, ни яблока, ни
арбуза и даже нельзя орешков: напоминают «Главку».
Какому же событию
посвящался этот день?
Римский тетрарх,
правитель Галилеи и Переи Ирод Антипа, отобрал у своего брата Филиппа жену
Иродиаду. Безнравственный поступок правителя резко осудил Иоанн Предтеча,
креститель Иисуса Христа. Разгневанный Ирод велел схватить Иоанна и заключить в
темницу. Пойти на большее – казнить первокрестителя – всесильный тетрарх, несмотря
на ненависть к нему Иродиады, все же не решился.
Однако вскоре на пиру вышла танцевать
дочь Иродиады – юная красавица Соломея. Ее
танец так понравился правителю, что
тот, восхищенно похвалив падчерицу, тут же пообещал исполнить в награду любое ее желание. Соломея по
наущению матери попросила у Ирода
голову Иоанна Крестителя. Награда была слишком высокой. Ирода огорчила просьба
Соломеи. Но, будучи верным своему слову, тетрарх
послал оруженосца в темницу, где
томился Иоанн, велел ему казнить Крестителя и доставить его голову в
пиршественный зал. Стражник тотчас исполнил приказ правителя и принес Соломее голову Иоанна
на блюде.
В день памяти о казни Иоанна Предтечи на утренней службе в церквах хоры
поют: «Величаем тя, крестителю Спасов Иоанне, и почитаем все честные твоея главы
усекновение».
После церковной
службы до обеда обычно селяне ездили на базар и возвращались с необходимыми покупками и
желанными обновками. А с полудня все возвращались к обычному труду и приспевшим к этому дню хозяйственным заботам.
В крестьянских
дворах начиналась подготовка к засолке и мочению овощей и фруктов: парили и мыли
деревянные корыта и кадки, точили тяпки.
Для заготовки
разносолов на зиму самым подходящим временем было погожее «бабье лето». Оно обычно
начиналось с первых дней сентября и иногда затягивалось на три недели. Поэтому
важно
было предсказать погоду на ближайшее время.
Неблагоприятным
считалось раннее начало отлета птиц, зимующих в южных краях. Говорили: «Журавли на
юг потянулись – к ранней зиме». Стало быть, и зимних запасов требовалось больше
обычного.
А лишние припасы всегда влекли и лишние расходы. Благополучие крестьянского бытия
определялось порядком, царившим в природе. Как и ныне. Несмотря на наше упорное и
многолетнее стремление
«взять» у природы силой ее «милости».