11
И Ю Н Я
Ф Е Д О С Ь Я
– К О Л О С Я Н И Ц А
Был в истории
христианства единственный случай, когда взбунтовались инокини женского монастыря. Он
своеобразно отразился и в российском крестьянском календаре.
О рождении и детских
годах святой Феодосьи ничего не известно. Житие сообщает, что она, достигнув
отроческого возраста, осиротела и, раздав бедным доставшееся ей имущество,
поступила в женский Константинопольский монастырь, носивший имя святой Анастасии.
Став истовой
христианкой, она особо чтила Богоматерь и святую Анастасию, и немногие оставшиеся у
нее после смерти родителей деньги употребила в оплату за написание для
монастыря новых икон Божьей
матери и мученицы Анастасии.
Однако спокойная и
благочестивая жизнь Феодосии прервалась. В 717 году воцарился император Лев
Изавр, который, укрепив свою власть, учинил жестокие гонения против
иконопочитания. Стремясь сломить сопротивление христиан, император издал указ, требующий
уничтожения икон по всей Византии. Особенно жестким репрессиям подвергались
храмы и другие христианские сооружения, и предметы почитания в самой византийской
столице.
В Константинополе
наиболее почитаемыми были ворота, называвшиеся «Медными», – за ними более 400 лет стоял образ Иисуса Христа, главная святыня города. В 730 году
патриарх-иконоборец Анастасий велел
снять образ Спасителя. Узнав об этом
распоряжении, монахини женского, монастыря заволновались. Инокиня Феодосия в сопровождении нескольких
верных единомышленниц бросилась на
защиту «Медных ворот». Монахини
опрокинули лестницу, на которую уже взобрались служители патриарха, пытаясь исполнить его повеление.
Патриарх доложил о бунте монахинь
Анастасьевского монастыря императору. Тот прислал отряд воинов.
Вооруженные мечами солдаты набросились на
беззащитных женщин и многих перебили, а Феодосью, как зачинщицу бунта и самую ревностную почитательницу
икон, схватили и заключили в темницу.
Целую неделю ее пытали и истязали, добиваясь признания ею императорского
указа и патриарших повелений об
истреблении икон. На восьмой день Феодосью, лишившуюся сил, но не сломленную духом, солдаты поволокли по городу на суд, избивая палками. Под их ударами
она умерла по дороге.
День памяти мученицы Феодосии считается у
православных христиан несчастливым. «День
Феодосьи стоит всех понедельников», –
гласила народная поговорка.
По времени день ее
памяти совпадает с колошением ржи на обширных пространствах средней полосы
России. «Пришла Федосья – во ржи колосья», – с удовлетворением отмечали крестьяне. Стало быть,
уже приблизился день, когда появлялся на крестьянском столе первый ржаной каравай,
испеченный из муки нового урожая.
С началом колошения
ржи крестьянки принимались помаленьку подкармливать хлебом коров, чтобы
прибавились удои, хотя почти в каждой семье он уже был на исходе. Но дружное
колошение озимых посевов указывало на близость срока новой жатвы и величину будущего урожая, так что можно
было смело распоряжаться
старыми хлебными запасами.
В губерниях Средней
России рожь была основным хлебом. Тут говорили: «Матушка - рожь кормит всех дураков
сплошь, а пшеничка – по выбору».
Ни один из
российских хлебов не славен так, как рожь. Многие русские поэты поминали и ныне
поминают ее в своих стихах. Она прославлена в народных песнях, в русской живописи.
Да и было за что
славить длинноколосую красавицу. Она не только в любой год наполняла крестьянские
закрома и питала селян сытным и вкусным хлебом: «Не тужи о ржи –
только мешок держи» – из нее к празднику варили самое терпкое и хмельное пиво. И сама ржаная
солома – длинная, упругая, крепкая – в отличие от соломы других хлебов удовлетворяла многие крестьянские нужды. Ржаной соломой набивали тюфяки, и
она служила целый год незаменимой постелью. Из нее плели шляпы, занавески
на окна, маты для утепления дверей. В
безлесных местах ржаная солома по всей
России, в Белоруссии, на Украине издревле служила надежной кровлей. Изба
под соломенной крышей была символом русской
деревни. Вот сколь универсальна и значима в России была рожь.
И не могла,
конечно, рожь – давняя кормилица и способница русского земледельца, всегда верно
воздававшая ему за тяжкий труд, в особенности на огромных пространствах
худородного Нечерноземья, оставаться без своего святого покровителя. Поэтому издревле и
выбрали русские крестьяне «аржаному полю» достойную благодетельницу – святую
преподобную мученицу из Константинопольского
Анастасьевского монастыря. Рожь – мудрое и
надежное хлебное растение. Ей, а не щедро раскинувшейся по всему миру пшенице
назначена была святая покровительница. У
пшеницы нет своей святой, у древнего, не боящегося ни зноя, ни стужи ячменя –
нет, ни у овса, ни у проса – все они тоже издавна возделываются на русских полях. У них нет, а у ржи есть: Федосья-колосяница.
Тучность колоса на ржаном
поле определяла общее благополучие
крестьянского хозяйства. Если выдавался тощий колос, корили святую Федосью:
«Нет тебе дела, Федосья, обирать чужие колосья».
Ибо известно было: «У кого колос, у того и голос».
Рожь считалась
основным крестьянским товаром на всех зимних торгах. От наполненности закромов
зависел и достаток хлебопашца: «Тот и хорош, у кого родилась рожь». Но повсеместный обильный урожай – тоже беда:
цены на рожь падали. «Дешева рожь, так наведет на то ж...», т. е. нечем будет заплатить
подати.
В общем, в делах с
рожью все надежды возлагались на милость святой Феодосьи...