10 Н О Я Б Р Я
П А Р А
С К Е В А П Я Т Н И Ц А
Так нарекли одну из
девочек, родившуюся в III веке в городе Иконии (ныне южная
Турция). В ее Житии сказано, что «родители особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день,
Параскевою, что в переводе с
греческого означает Пятница».
Приняв крещение еще
в младенчестве, Параскева, повзрослев, дала обет безбрачия и посвятила себя служению
Христовой вере. Поскольку выпало ей жить во времена жестокого преследования христиан, то
повторилась у нее распространенная тогда судьба христианских мучеников. Ее пытали, истязали
за веру и казнили.
На Руси Параскева
Пятница почиталась особо, преимущественно женской частью населения. Ее считали
суровой, твердой, волевой женщиной. Существовало поверье, что Пятница ходит по земле в виде молодой
красивой крестьянки или монашенки и примечает, кто, как живет, как соблюдает
христианские правила и обычаи, и богоотступников наказывает, а благочестивых
награждает.
Русские иконописцы изображали Параскеву Пятницу высокой, строгой, с
лучезарным венком на голове.
В народе ее считали
покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. Крестьянки
говорили: «Параскева – бабья святая». В день ее памяти не работали, даже если этот
день
приходился не на пятницу, а на другой обычный день недели.
На Параскеву Пятницу
повторяли обряды Покрова. Девушки молили о желанном замужестве: «Матушка
Пятница Параскева, покрой меня поскорее». Вечером в этот день, когда оканчивались посиделки, девушки ходили с оставшимися огарками свечей под чужие окна
и подслушивали разговоры, которые толковали применительно к будущему замужеству.
Пятница у
православных христиан, как и среда, считалась днем строгого поста и воздержания. Но
если среда была рабочим днем без всяких исключений, то в пятницу нельзя было
прясть, а
разрешалось только шить. Объяснялся этот запрет тем, что «в сей день Спаситель претерпел
оплевание, а на пряжу нельзя не плевать» (увлажненная слюной, она лучше
скручивается).
Пятница связывалась и с муками Иисуса
Христа, и с суровой взыскательностью
Параскевы. И поговорка предостерегала: «Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать» В пятницу
нельзя было ни мыть голову, ни купать детей.
Во имя святой
мученицы Параскевы Пятницы ставили на распутье, на развилке дорог, часовенку или крест
с образом. И эти дорожные перекрестки и развилки так и называли – «пятницами». У «пятницы»
встречали и до «пятницы» провожали родных и друзей. Отсюда пошла поговорка:
«Семь пятниц на неделе». Это говорили про тех, кому часто доводилось
встречать и провожать.
А москвичи считали,
что эта поговорка родилась в Первопрестольной. В Москве было семь обетных «пятниц» на
Красной площади – семь
церквей во имя святой Параскевы. В неделю святой
Параскевы Пятницы ее ревностные почитательницы старались побывать в каждой из
них. По обету же, празднуя ее память, народ
не работал. Так тоже получалось «семь пятниц на неделе».
По церкви Параскевы
Пятницы, построенной в 1739 году купцами Журавлевыми, назвали одну из самых
оживленных улиц в Замоскворечье. В Москве же и в других больших городах в день Параскевы
Пятницы устраивались ярмарки. И весь торг в этот день посвящался ей и осенялся ее
именем.