10 С Е Н Т Я Б Р Я
С А В В А П С К О В С К И Й
В дни памяти святого Саввы Псковского
российские крестьяне справляли две заботы.
Повсюду завершалась жатва хлебов. С полей
спешили свезти в ригу снопы из «крестцов» и
«бабок», а на освободившихся полях
начинали вспашку зяби под яровые посевы. И в ригах, и возле – на окраине гумна – вырастали скирды. В эти
дни на гумнах царило веселое
оживление, тут работали всей семьей – и стар, и млад. В связи с этим псковский отшельник и получил прозвище Саввы-скирдника.
Савва Псковский был
интересной личностью в русском христианстве. В отроческие годы он побывал в
Византии и в Афонском
монастыре принял постриг. Вернувшись, поселился неподалеку от Пскова, в
Богородичной обители. Но близость большого города,
его влияние на монастырские порядки и образ жизни монахов не понравились Савве, и он перебрался в более уединенное
место, на речку Толву, в обитель преподобного Ефросина. Однако и здесь тяготился Савва людьми и чужими
порядками. И через некоторое время он
удалился в совершенно безлюдную
Крыпецкую пустынь, за 15 верст от Толвы, и поселился в одиночестве, в
непроходимом лесу на берегу небольшого озера. Хлебом
его снабжали крестьяне из ближайших селений, а остальные продукты питания он добывал своим трудом на
крохотном огороде возле кельи, да
собирая в лесу грибы, орехи, ягоды и мед.
Спустя несколько лет
уединенную келью Саввы обнаружили странники, также искавшие спасения в
отшельнической жизни. Савва охотно привечал ревнителей уединения. Со временем
лесные поселенцы
возвели небольшую церковь во имя апостола Иоанна
Богослова и упросили Савву учредить обитель и стать в ней игуменом. Однако от
игуменства Савва отказался, но остался фактическим распорядителем и наставником
новообразованной обители.
Радение Саввы и его
сподвижников высоко оценил псковский князь Ярослав Оболенский. Он часто посещал Саввину обитель и даже построил ведущий к ней через болота мост
длиною почти полторы тысячи саженей
(около трех километров). В те времена это
был самый длинный мост на Русской земле.
В своей обители
Савва Крыпецкий, как его стали называть, устроил своеобразную коммуну. Среди братии
царило полное равенство, все считалось общим. В окрестностях обители было расчищено и
возделано несколько полян, на них неутомимые сподвижники Саввы выращивали рожь, ячмень, полбу, горох, овощи и коноплю, из которой добывали масло, и полностью
обеспечивали себя продуктами
питания, а холстами на одежду их снабжали окрестные сельские ткачихи.
Своим примером и
строгостью установленных им порядков Савва требовал от каждого инока скромности,
бескорыстия, готовности в любую минуту прийти на помощь ближнему.
Савва никому
в обители ничего не позволял называть своим. Установленные Саввой порядки и
правила общежития сохранялись в коммуне-обители еще много лет после его кончины в 1495 году.
Поминая на молебнах
в церкви преподобного Савву Псковского, крестьяне помнили и особенно ценили
его хозяйственное радение, опыт существования в дремучем лесу, умение трудом и смекалкой извлечь
необходимый жизненный достаток из окружающей природной среды. С именем Саввы
связывали особо возделывание конопли. «На Савву конопель убирают», –
поучали старики своих детей. Конопля созревала именно к этому времени.
Вообще конопля
занимала важное место в экономике каждого крестьянского двора, а в общей сложности – и
всей России. На задах крестьянских усадеб, между оградой и гумном, непременно возделывали
конопляник. Посевы конопли занимали обширные площади в Орловской, Черниговской, Курской
губерниях, на Средней и Верхней Волге. В конце XIX века посевы конопли в России размещались на площади 765 тысяч десятин. Это
была универсальная и весьма
плодоносная культура. Одна десятина конопли давала 80 пудов масла и около 20 пудов волокна. О неприхотливости и урожайности конопли крестьяне
одобрительно говорили: «Кину с
блошку, вырастет с лукошку». Семена конопли содержат до 33 процентов жира, и в прежние времена
употреблялись крестьянами в пищу и
на освещение. Жом после извлечения масла
использовали на корм скоту. Из конопляного же волокна (поскони) изготовляли веревки и грубый холст.
«Посконная рубаха – не нагота»,–
хвалили крестьянки. Во всей Европе славился сноповязальный шпагат из русской конопли, не уступавший манильскому.
Еще в начале XX века Россия вырабатывала 150 тысяч тонн пеньки (грубого
волокна) – вдвое больше, чем Северо-Американские Соединенные Штаты, и столько же,
сколько Германия и Франция, вместе взятые. Это составляло треть мирового
производства
пеньки, находившей большой сбыт на мировом рынке. Ведь из пеньки
вырабатывали парусину, в которой повсюду была большая нужда.
Эти достоинства
конопли, ныне не только бросовой, но даже вредоносной (наркотической) культуры,
высоко ценили крестьяне России. И конечно, не обойтись было при возделывании
конопляников
без святого покровителя, знавшего толк в конопле. Святой Савва Крыпецкий
считался самым подходящим в этом деле.