10 февраля
Е Ф
Р Е М С И Р И Н. ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО
Согласно
христианскому календарю в этот день отмечают память видного богослова древности
Ефрема Сирина.
Он родился в городе Низибии в семье языческого жреца. За страстную приверженность к
христианскому вероучению отец изгнал юного
Ефрема из дома и не дал ему никакого образования. Потом Ефрем Сирин всю жизнь называл себя «неученым и маломысленным». Но
говорил он так о себе «лишь по смирению», как заметил его биограф-«сказитель» Феодорит.
Благодаря неустанному и глубокому
самообразованию Ефрем Сирин стал одним
из выдающихся учителей христианской церкви и самым авторитетным проповедником конца IV
века. Современники называли его
Сирским пророком. Он оставил более 1000 богослужебных
сочинений: молитв, стихов, излагавших Христово учение в форме народных напевов,
много толкований Священного писания. Лучшую
часть его сочинений составляют проповеди, в особенности нравоучительные.
Подробности его
жизни неизвестны. Умер Ефрем Сирин в начале V
века.
Православные
христиане на Руси с особым почтением ценили легкодоступные и понятные поучения Сирского пророка. Его «стихи» и проповеди читались в церквах обычно вслед за Священным писанием, углубляя и разъясняя
изложенные в нем нравоучительные положения. С веками мудрость и
доброжелательность Ефрема Сирина русские христиане
перенесли на образ... домового – хранителя домашнего благополучия. Собиратель
мудростей русского народа В. И. Даль отметил в своем знаменитом Толковом
словаре: «Домовой – дух, хранитель и обидчик дома... Домового можно увидеть в ночи на Светлое Воскресение (на Пасху) в хлеву; он космат, но более этой приметы
нельзя упомнить ничего, он отшибает
память... На Ефрема Сирина домового
закармливают (угощают), покидая ему каши на загнетке».
В день Ефрема Сирина
крестьяне на Руси справляли именины домового. В его существование не только
верили, но немало находили и чувствовали доказательств его постоянного присутствия. В
отличие от «нечистых сил» – кикиморы и лешего в лесу, водяного в реке или озере,
которых люди боялись, домовой не считался злым духом и не относился к нечистой силе. Он почитался
не столько добрым, сколько справедливым. Не любил ссор и
сварливого и неуживчивого иногда «душил» по ночам, во время сна, выражая
таким образом свое неудовольствие. А над молодыми домовой иногда потешался:
прятал вещи.
Но отзывался на заклинание: «Домовой, домовой, поиграй да отдай». И пропавшая вещь тут же
находилась. Иногда домовой «баловал»: опрокидывал мебель, стучал в соседней
комнате,
ночами шуршал на полу, гасил огонь в печи...
Домовой активно
участвовал в крестьянском дворе, оберегал скотину, любил лошадей и играл с
ними, и, если был доволен согласием, царившим в семье, на него можно было оставить маленького ребенка. «Дедушка, присмотри!»
— просила молодая мать, когда возникала
нужда в недолгой отлучке, а дитя оставить было не с кем. И он «присматривал» – ребенок безмятежно играл в отсутствие матери.
Хозяева ценили общество
«своего» домового. Если переселялись
в другой дом, звали его с собой, бросив под печку старый лапоть или башмак: «Дедушка, садись в сани, поедем
с нами».
В каждой крестьянской
семье держали кошку. Не только чтобы мыши не одолевали: кошка тоже считалась своеобразной хозяйкой дома. Она дружила и ладила с домовым.
Перед тем как войти в новый дом,
пускали кошку – для знакомства с домовым.
Так и поговорка молвилась: «Купил дом с домовым».
На Ефрема Сирина весь
вечер на посиделках посвящался рассказам о домовом, о его повадках и
проделках. Рассказывали смешные байки, пели забавные частушки и прибаутки «про домового». Так
отмечали его «именины».