Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Я Н В А Р Ь 16.04.24
10 января

10 января

 

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МЯСОЕД

Мясоед – это не праздничный день, а начало длительного периода определенного образа жизни православного христианина. И вместе с тем дни мясоеда обычно наполнялись праздничной возвышенностью и духовным осветлением.

Соответственно народному христианскому календарю мясоед отводится дважды в году: перед Великим и Филипповским постами. Рождественский мясоед начинается сразу же после трехдневных праздников Рождества Христова и заканчивается перед Масленицей. А поскольку Масленица и следующий за ней Великий пост всегда связаны с Пасхой, то и Масленица всякий год выпадает в разное время. От этого зависит и продолжительность Рождественского мясоеда.

Однако и в дни мясоеда не отменяются постные еженедельные дни в среду и пятницу. В народе так и говорилось: «Мясное – в мясоед, а постному – свой черед». Любители «крепкой» пищи в это время сетовали: «Рад бы хоть в пост, да в мясоеде не дают».

Следует заметить, что еженедельный пост в среду установлен в память предательства Иуды, совершенного в этот день. А постная пятница учреждена в напоминание «страстей Христовых», пережитых Спасителем в день распятия. Христиане строго держат посты в эти дни.

Но бывают исключения: «Бог даст совет, так и в пост мясоед».

О каком совете идет тут речь? Что за «совет», разрешавший «скоромное» в постные дни?

Мясоед был порой свадеб. И под «советом» подразумевается первый разговор родителей жениха со свахой о выборе невесты. За «советом» следовало «сватанье», в результате которого назначалась свадьба. А в дни свадьбы, как известно, постные дни не соблюдались.

В старину сватанье представляло собою долгий, сложный и затейливый обряд. С чего оно начиналось? На этот вопрос отвечают народные поговорки:

«Не выбирай невесты, выбери сваху».

«Сваха чужие грехи на душу принимает».

«Сваха чужу сторону нахваливает, а сама в нее – ни поногу».

«На свашенькиных речах — хоть садись да катись».

Подобрав подходящую сваху, а то и двух, родители жениха посылали их в дом невесты. Первая засылка называлась «пустосватием» – свахи разведывали обстановку. Если складывалось благоприятное впечатление, договаривались о «смотринах». На смотрины шел и сам жених: невесту посмотреть и себя показать. И если невеста нравилась, свахи засылались официально. Получив согласие родителей и самой невесты, свахи приводили в следующий раз родителей жениха и совершали «рукобитие» – заключалось окончательное соглашение и назначался день венчания. Тут же или в иной ближайший день с участием свах устраивалось первое застолье – невесту «пропивали».

После первого застолья назначались «похмелки» – в этот день невесту впервые навещал официально объявленный жених вместе со своими родителями. Родители благословляли жениха и невесту и совершали «заручение», которое завершалось «большим пропоем».

А перед назначенной свадьбой активными участниками обряда становились уже жених и невеста. Жених собирал своих молодых родственников и дружков и устраивал прощание с холостой жизнью. А невеста в окружении подруг и сестер оплакивала свою девичью «волю», подружки, вступая в плач, расплетали невестину косу.

И в эти хлопотные и разгульные дни о мясоеде не забывали, он придавал всему обряду сватанья и свадьбе особое значение: «Для щей люди женятся, а для мяса замуж идут». «Щи» в иносказании – способность, умение построить молодую семью, а «мясо в щах» означало семейный достаток.

О русской свадьбе много написано. Это многодневный, живописный и увлекательный спектакль, в котором нередко участвует все село. Напомню только, что в свадьбах раньше принимали участие три свахи: женихова («сватошная»), невестина («расчеши-косу», «погуби-красу», или «подвенечная») и «постельная», или «пуховая».

В основе своей русские брачные обряды постепенно возрождаются в наши дни, и во многих местах сельские свадьбы ныне «играются» не хуже, чем в старину.

А вот некоторые послесвадебные обычаи еще пребывают в забвении. И следует напомнить их суть и значение.

Отыграв свадьбу, молодые в прежние времена назначали три «княжеских стола». Первый стол был «свадебным» – для родных молодого мужа. Второй – «большой стол» устраивался ради родных и близких молодой «княгини». Третий – «пирожный стол» стряпала она сама – пекла пироги и показывала свое кулинарное искусство для всей родни.

А после шли «простые столы» – у тестя, у свекрови и т. д.

Рождественский мясоед был долгим, и времени для веселых брачных обрядов и застолий вполне хватало. Конечно, «богатство свадьбы», как и ныне, зависело от достатка затевающих свадебное игрище.

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг