10 января
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
МЯСОЕД
Мясоед – это не
праздничный день, а начало длительного периода определенного образа жизни
православного христианина. И вместе с тем дни мясоеда обычно
наполнялись праздничной возвышенностью и духовным осветлением.
Соответственно народному христианскому
календарю мясоед отводится дважды в году:
перед Великим и Филипповским постами. Рождественский мясоед начинается сразу же после
трехдневных праздников Рождества
Христова и заканчивается перед Масленицей.
А поскольку Масленица и следующий за ней Великий пост всегда связаны с Пасхой, то и
Масленица всякий год выпадает в разное
время. От этого зависит и продолжительность
Рождественского мясоеда.
Однако и в дни
мясоеда не отменяются постные еженедельные дни в среду и пятницу. В
народе так и говорилось: «Мясное – в мясоед,
а постному – свой черед». Любители «крепкой» пищи в
это время сетовали: «Рад бы хоть в пост, да в мясоеде не дают».
Следует заметить,
что еженедельный пост в среду установлен в
память предательства Иуды, совершенного в этот день. А постная
пятница учреждена в напоминание «страстей Христовых», пережитых
Спасителем в день распятия. Христиане строго держат посты в эти дни.
Но бывают
исключения: «Бог даст совет, так и в пост мясоед».
О каком совете идет тут
речь? Что за «совет», разрешавший «скоромное» в постные дни?
Мясоед был порой
свадеб. И под «советом» подразумевается первый разговор родителей
жениха со свахой о выборе невесты. За «советом» следовало
«сватанье», в результате которого назначалась свадьба. А в дни
свадьбы, как известно, постные дни не соблюдались.
В старину сватанье
представляло собою долгий, сложный и затейливый обряд. С чего
оно начиналось? На этот вопрос отвечают народные поговорки:
«Не выбирай невесты, выбери сваху».
«Сваха чужие грехи на душу принимает».
«Сваха чужу
сторону нахваливает, а сама в нее – ни поногу».
«На свашенькиных
речах — хоть садись да катись».
Подобрав подходящую
сваху, а то и двух, родители жениха посылали их в дом невесты. Первая засылка
называлась «пустосватием»
– свахи разведывали обстановку. Если складывалось благоприятное
впечатление, договаривались о «смотринах». На смотрины шел и сам
жених: невесту посмотреть и себя показать. И если невеста нравилась,
свахи засылались официально. Получив согласие родителей и самой
невесты, свахи приводили в следующий раз родителей жениха и
совершали «рукобитие» – заключалось окончательное
соглашение и назначался день венчания.
Тут же или в иной ближайший день с участием свах устраивалось
первое застолье – невесту «пропивали».
После первого
застолья назначались «похмелки» – в этот день невесту впервые
навещал официально объявленный жених вместе со своими
родителями. Родители благословляли жениха и невесту и совершали «заручение», которое завершалось «большим
пропоем».
А перед назначенной
свадьбой активными участниками обряда становились уже жених и
невеста. Жених собирал своих молодых родственников и дружков
и устраивал прощание с холостой жизнью. А невеста в окружении
подруг и сестер оплакивала свою девичью «волю», подружки, вступая в плач,
расплетали невестину косу.
И в эти хлопотные и
разгульные дни о мясоеде не забывали, он придавал всему обряду
сватанья и свадьбе особое значение: «Для щей люди женятся, а
для мяса замуж идут». «Щи» в иносказании – способность,
умение построить молодую семью, а «мясо в щах» означало
семейный достаток.
О русской свадьбе
много написано. Это многодневный, живописный и увлекательный
спектакль, в котором нередко участвует все село. Напомню
только, что в свадьбах раньше принимали участие
три свахи: женихова («сватошная»), невестина («расчеши-косу», «погуби-красу», или
«подвенечная») и «постельная», или
«пуховая».
В основе своей русские брачные обряды
постепенно возрождаются в наши дни, и во
многих местах сельские свадьбы ныне «играются»
не хуже, чем в старину.
А вот некоторые
послесвадебные обычаи еще пребывают в забвении. И следует
напомнить их суть и значение.
Отыграв свадьбу,
молодые в прежние времена назначали три «княжеских стола». Первый
стол был «свадебным» – для родных молодого мужа. Второй – «большой
стол» устраивался ради родных и близких молодой «княгини». Третий –
«пирожный стол» стряпала она сама – пекла пироги и показывала свое кулинарное
искусство для всей родни.
А после шли «простые
столы» – у тестя, у свекрови и т. д.
Рождественский мясоед был долгим, и
времени для веселых брачных обрядов и
застолий вполне хватало. Конечно, «богатство свадьбы», как и ныне, зависело от достатка затевающих
свадебное игрище.