9 Д Е К А Б Р Я
Ю Р Ь Е В Д Е Н Ь
Зимний Юрьев день
был, пожалуй, единственным в году христианским праздником на Руси, связанным с
правовой и социальной судьбой крестьян.
Изданный великим
князем Иваном III в 1497 году
«Судебник» установил право перехода крестьян от одного помещика к другому после окончания
полевых работ, за неделю до Юрьева дня и в течение недели – после. Закон был строгий
и неукоснительно исполнялся. В связи с этим и сложились в те времена поговорки:
На чью долю потянет
поле, то скажет Юрьев день.
Верстался мужик на Юрьев
день радеть о боярском добре.
Выбирая нового
хозяина, крестьяне предварительно приходили к нему, чтобы «показаться». Этот обычай тоже породил свою поговорку, которая местами бытует и поныне:
Наряжается, что баба
на Юрья.
Но уж если новый барин брал, то требовал круто:
Крепки
ряды (т. е. сговор, условия, на которых «сряжался» мужик) Юрьевым днем.
Бывало, мужики
покидали барина в Юрьев день в поисках избавления от кабальных долгов. В этом
случае говорили: «Позывал дьяк мужика судиться
на Юрьев день, а мужик был таков». Новый барин, приобретя хорошего работника,
оберегал его от судебного преследования.
«Судебник» Ивана
Грозного в 1550 году значительно ограничил возможности смены «хозяина». «Выход»
разрешался только крестьянам, прожившим у одного помещика не менее пяти лет. В 1581 году царь
Федор Иоаннович отменил право перехода крестьян из одной вотчины в другую, оставив
для этого только редкие «заповедные лета», а царь Василий Шуйский в марте 1607 года отменил
совсем привилегии, дававшиеся крестьянам в Юрьев день. Тогда и родилось расхожее восклицание: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»,
«Сряжалась баба погулять с барского двора, да дороги не нашла»,– горько шутили крестьяне.
Юрьев день издревле был днем договорных
сроков и заключения сделок. Как свидетельствует «Пролог», составленный в XIV веке и хранившийся в Киевской Софийской
библиотеке, празднество осеннего Юрья установил еще
великий князь Ярослав Мудрый. В крещении он был наречен Георгием – Юрием и,
став христианином, повелел по всей Руси «вторити
праздник святого Георгия месяца ноября 26 числа». В 1072 году он основал в
честь своего ангела-хранителя город Юрьев, и
в том же году там была учреждена
епархия.
Святого Георгия Победоносца почитали
покровителем земледелия и скотоводства. И вместе с тем Егория называли «волчьим
пастырем». Крестьяне говорили: «Что у волка
в зубах, то Егорий дал». Детям рассказывали забавную притчу: «Пришел волк к
коню и сказал: «Святой Егорий велел
съесть тебя». Конь ответил: «Ну что
ж, раз велел, так ешь. Начинай только сзаду, а на
переду я еще похожу». Волк зашел
сзади, а конь его копытами в лоб».
Без Юрьева наказа и
серый сыт не будет.
И хотя волки
причиняли немало вреда крестьянскому хозяйству, в народе о волке отзывались
снисходительно, а то и с уважением и непременно связывали зависимость волчьего
«благополучия» с благосклонностью его покровителя – Егория.
Случалось, волк,
наряду со святыми, украшал церковные стены. В Дмитриевском соборе, например,
настенные росписи насчитывают
более сорока волчьих «образов».
«Святому Егорию все
волки подвластны,– говорили крестьяне.– Он и пищу им дает, и сдерживает их
кровожадные порывы». Без него не только людям, но и зверям, особенно волкам,
было бы худо.
Волк считался полезным весной. В дни бескормицы, когда еще голыми стояли
деревья, и не было травы, лесные парнокопытные звери – лоси, олени, косули,
кабаны – выходили на крестьянские посевы и травили их. Волки в этот период как раз и
уничтожали
множество зверья, причинявшего непоправимый вред посевам. Поэтому волки
особенно и не преследовались сельскими жителями. В народных сказках волк – добрый
персонаж. Он и Иванушку с Василисой Прекрасной на себе от лиха увез. И во всех волчьих поступках –
воля святого Егория.
Волк – Юрова собака.
На то Егорий волку
зубы дал, чтобы кормился.
На что волк сер, а
и тот по закону живет: что Егорий скажет, на том и
порешится.
Святой Егорий держит
волка впроголодь, а то бы хоть и скота не води.
Тут уж ничего не
оставалось, как, помолившись Егорию Победоносцу и получив его благословение, звать
охотников да идти «с
порохом» и «дубьем» на серых разбойников.
Охота на волков
обычно тоже начиналась с Егорьева дня.
Нынче о «Дне волка»
можно говорить лишь как о невозвратном прошлом. Во многих областях лесного
Подмосковья и Верхнего и Среднего Поволжья волки истреблены вчистую:
в лесах нет вовсе или так мало дичи, что она взята под строжайшую охрану государства. Недоступны
серому и общественные стада, а зайцы – тоже редкость,
потравили длинноухих пестицидами. Остался «злой» и «добрый» волк только в киносериале «Ну, погоди!» да в полузабытых сказках нашего
детства.