9
О К Т Я Б Р Я
И О А Н Н Б О Г О С Л О В
В Русском музее и в
Эрмитаже в Ленинграде, в Третьяковской галерее в Москве есть разделы, в которых
выставлены старинные русские иконы как шедевры древнего художества.
Иконописание и по сей день остается высоко ценимым искусством – особой частью
изобразительной культуры человечества. Еще в давние времена сказано
было, что иконописание – это богословие в красках. С большей точностью невозможно
определить этот вид мастерства,
осененного талантом божественной высоты и силы.
Первым иконописцем,
запечатлевшим лики Иисуса Христа и Марии Богоматери, считают апостола Луку. Но
покровителем и вдохновителем всех иконописцев и художников избран один из самых близких
учеников Иисуса Христа – Иоанн, названный Богословом. Древнее предание рассказывает,
как Иоанн однажды чудом сделал простого пастуха гусей искусным иконописцем.
Этим случаем
и объясняют особое расположение Иоанна к мастерам иконописания.
Апостол и
Евангелист Иоанн был сыном богатого рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа
Обручника, старшей сводной сестры
Иисуса Христа. (Обручником Иосифа прозвали потому, что Иисус родился у Марии, состоявшей с ним не в браке, а лишь «в обручении») Так что Иоанн
приходился Иисусу племянником, хотя
был чуть моложе своего учителя.
Жила семья Зеведея
в городе Вифсаиде на берегу Геннисаретского озера. И еще до того, как Иисус
Христос стал проповедником, Иоанн слушал проповеди Иоанна
Предтечи и был его страстным
учеником и сторонником. Но когда в Вифсаиде появился Иисус Христос, Иоанн вместе со старшим братом
Иаковом признал его Мессией,
божественным учителем, и они оба последовали за ним. Единственный из апостолов Иоанн стоял у креста, на котором умирал распятый Иисус. Иоанн слышал последние
слова, произнесенные учителем, и его
последний вздох.
Затем вместе с
Петром Иоанн несколько лет проповедовал учение Христа в Иерусалиме. После длительного путешествия в Самарию Иоанн отправился в Рим и
там подвергся гонениям. Иоанна схватили, пытали и сослали на пустынный остров
Патмос в Эгейском
море. Добровольно вместе с Иоанном в изгнание отправился и его ученик Прохор, который не
оставлял своего учителя до
самой его кончины.
На Патмосе Иоанн,
переживая жесточайшие лишения, много работал и с помощью Прохора написал свое
знаменитое «Откровение», называемое также «Апокалипсисом». На поздних иконах Иоанн чаще всего
изображен таким, каким он был в период ссылки на Патмосе: он и Прохор, сидящие
в пещере и записывающие «Откровение».
Освобожденный из
ссылки Иоанн поселился в городе Ефесе, столице римской
провинции Асии, которая была расположена на юго-западном побережье нынешней
Турции. Там Иоанн написал свое Евангелие. В Ефесе он и умер, и его гробница стала местом паломничеста
христиан.
Впервые иконы на
Русь привез из Херсонеса великий князь Владимир. А первым иконописцем на Руси стал
инок Киево-Печерской обители Алипий. К сожалению, история не сохранила имен других
иконописных мастеров домонгольской Руси, оставивших нам образы святых, исполненных с
высочайшим искусством в Киеве, Новгороде, Пскове и на ростово-суздальской земле.
В
последующие столетия искусным иконописанием прославились византийский живописец
Феофан Грек, избравший Русь своей второй Родиной, Андрей Рублев, Прохор с
Городца, Дионисий с сыновьями Феодосией и Владимиром, Досифей и Вассиан.
Наибольшее развитие
русское иконописание получило во второй половине XVII века. В Оружейном приказе возникла мастерская, в которой
работала артель иконописцев во главе с Семеном Ушаковым. В те годы как раз проявился
интерес мастеров иконописания к Откровению апостола Иоанна, и они особенно охотно расписывали
храмы фресками на темы Апокалипсиса, а создавая
иконы, часто обращались к евангельским образам.
Иконописные мастера
получали за свое искусство различное содержание. Одни состояли «на казенном
жаловании», другие получали
лишь «кормовые». Артель «писала» не только «образа», но и расписывала храмы, царские и боярские покои, знамена. «Жалованные», основные мастера, получали
регулярную и твердо установленную
плату деньгами и хлебом и сверх того – суточное довольствие во время работы. «Кормовые» тоже числились в Приказе, но определенного жалованья не имели и
пользовались содержанием только во
время исполнения «заказа».
Много позже, когда
иконописание распространилось в ряде подмосковных губерний, артельный труд
иконописцев во Владимирской губернии, например, преобразовался в фабричное
производство
икон. На иконописных фабриках дело было поставлено, как сказали бы теперь, «на
поток», и писание иконы исполнялось по методу «разделения труда». Один готовил
«доску» (иконы писались на выдержанных досках из особых пород дерева), другой переводил на нее рисунок, третий малевал
«доличные» части образа, четвертый старательно выписывал «лики».
Со времен Екатерины II иконописание в России было взято под строгий контроль
духовных, а позже и светских властей, в частности Академии художеств. Дозволялось
«списывать» образы только с византийских и древнерусских подлинников, а при создании новых икон
строго придерживаться раз и навсегда принятого «стиля», канона.
Под контролем
находилась и торговля иконами. Самодеятельное «богомазание», как и торговля
иконами кустарного производства, преследовалось. Но всегда в селах и городах
был велик спрос на иконы, и запреты «обходились» или ослабевали, особенно на ярмарках. А
за коробейниками-офенями и вовсе трудно было уследить. Тем более что иконы были
«прибыльным» товаром. Да и грех был невелик. В делах, связанных с распространением икон в народе, полагались на
безотказное и доброе благословение апостола Иоанна, образ которого пользовался особым, никогда не убывающим почитанием.