9
А П
Р Е Л Я
М А Т Р Ё Н А Н А С Т О В И Ц А
В дореволюционном календаре, отстававшем
на 13 дней от европейского, 27 марта считали
днем последнего снежного наста. После уже и в Подмосковье, и на Верхней Волге
рушился санный путь.
В этот же день наблюдался
и первый прилет пигалиц, настовиц, как называли в народе чибиса. Прилетала и овсянка и принималась
настойчиво твердить мужику: «Покинь сани, возьми воз».
Крестьянки в
последний раз. использовали
благодатное назначение снежного наста: спешили холсты «онастить».
Расстилали
по чистому насту сотканные за последние недели льняные холсты для
отбеливания. Уже после Крещения облюбовывали для этого особую, защищенную от ветра,
на солнечной стороне, площадку с крепким настом, которую называли «настищем», или «стлищем». Нерасторопные хозяйки, не
успевшие к этому времени наткать полотен, тужили: «Чужие холсты настятся, а наших и в суровье не бывало». Суровьем
называли напряденную льняную нить, смотанную
в клубок. Промедление в этих заботах
влекло потерю «прибытка» незадачливой ткачихой, который она могла бы выручить на весенних торгах, загодя
наготовив холстов.
Своевременное и старательное отбеливание
холстов на последнем насте было в эти дни
основной заботой сельских ткачих. Проворных
мастериц тканого дела нахваливали во всех поколениях: «Пряла и ткала — весь дом одевала». Ткацкий стан для иных был главным орудием труда, после серпа и
мотыги. Иногда ткачиха сама и
налаживала сломавшийся стан: «Все богородицы
ткачи, а наполовину и плотники», — говорили о мастерицах на все руки. Конечно,
без Божьей молитвы и помощи святой
Матрены никакое дело у ткачих не ладилось. «Баба ткет, а Бог ей рубашку дает».
И в этих заботах каждодневно поминалась
Матрена-настовица, Матрена Солунская,
христианская проповедница, уморенная
голодом после жестоких истязаний в III веке... В этот день крестьянки ставили в церкви свечу перед строгим образом,
осуждающим нерадивых хозяек. Но ей охотнее всего поверяли свои нужды трудолюбивые
селянки — ведь и Матрена была такой же простой, как и они, работницей.
Она была рабыней
иудейки Павтилы, жены одного из солунских военачальников. Будучи христианкой,
она попала в плен и оказалась в рабстве. Хозяйка грубо принуждала Матрену к
отступничеству
и обращению в иудейство, но юная рабыня еще тверже веровала в Христа и тайно от
злобной госпожи ходила в церковь. Однажды
разгневанная хозяйка набросилась на Матрену:
«Почему ты ходишь в церковь, а не в нашу синагогу?» Рабыня смело ответила: «Потому что в христианской
церкви присутствует Бог, а от
синагоги иудейской он отступил». Павтила в ярости
избила Матрену и заперла ее в темной каморке. И так она избивала, непокорную рабыню несколько дней и не давала ей ни воды, ни пищи. Но всякий раз, когда Павтила входила в
каморку, она заставала Матрену за молитвой. Это приводило хозяйку в еще большую
ярость. В конце концов, она забила до
смерти свою рабыню-христианку. Потом тело погибшей мученицы по велению Павтилы сбросили с
городской стены. Христиане подобрали его и с честью предали погребению.
Впоследствии солунский епископ Александр построил
церковь имени святой мученицы
Матрены. А с принятием христианства ее подвиг стал известен и на Руси.
Славянки,
православные христианки, издревле занимавшиеся ткачеством, избрали святую Матрену покровительницей самого строгого и ответственного процесса в своем деле —
отбеливания новотканых
холстов и льняной пряжи. Этот процесс дал название и изделиям, изготовленным из отбеленного холста. Говорили:
«У нас белево на стлище» или «Холсты постланы на белево». Бельем стали называть не только нательную,
ночную одежду, но и постельные
принадлежности.
Невестино белье
считалось самой ценной частью приданого. О неряшливой неопрятной невесте судачили: «Сундук с бельем, да невеста с бельмом (или горбом)».
Белокипенная одежда,
постель, занавески считались, да и поныне считаются, признаком особой
опрятности хозяйки, ее взыскательного вкуса. И осененные благодатью святой Матрены-настовицы, русские
крестьянки горделиво щеголяли в белопенных сорочках и спали на снеговых простынях,
не имея понятия ни о какой «химии» и не зная головоломных забот наших современниц.