Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

М А Р Т 26.04.24
9

9         М А Р Т А

 

О Б Р Е Т Е Н И Е

 

После казни Иоанна Крестителя царем Иродом Антипой в угоду прихоти его мстительной жены Иродиады останки Предтечи почти четыре века покоились в родной земле. Но в середине IV века по приказу императора Юлиана, жестокого гонителя христиан, могила Иоанна Предтечи была уничтожена, а его мощи сожжены и развеяны по ветру.

Однако, как гласит предание, не все останки первокрестителя подверглись истреблению. Еще в день погребения тела Иоанна, когда мстительная Иродиада, налюбовавшись отрубленной головой Предтечи, велела выбросить ее, голову Крестителя похитила служившая у. Ирода молодая христианка по имени Иоанна. Тайком с предосторожностями, которые возможны были в ее положении, Иоанна похоронила голову Крестителя на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода Антипы. Потом это поместье перешло во владение богатого христианина Иннокентия, который решил построить церковь как раз на месте, где была зарыта голова Крестителя. Землекопы, копавшие ров под фундамент, случайно наткнулись на сосуд с головою. Так произошло первое обретение головы Иоанна Предтечи.

Иннокентий, узнав, какая святыня досталась ему, долго и бережно хранил ее. Но, состарившись, перед смертью, опасаясь, что голова Иоанна попадет в руки язычников, велел зарыть ее под церковью. Со временем церковь обветшала и разрушилась, и место погребения головы Иоанна опять затерялось. Позже голову находили. Переносили из страны в страну несколько раз. Наконец она попала в руки некоего священника Евстария, который в свою очередь тайно закопал ее близ города Емесы. На этом месте потом возник монастырь, и в 452 году голова Иоанна была найдена — «обретена» во второй раз. Ее доставили в Константинополь. В честь чудесного обретения головы Иоанна Крестителя и был установлен особый праздник 24 февраля (9 марта).

Но и в Константинополе голова Иоанна Крестителя хранилась недолго. Наступили лихие времена иконоборчества. Уничтожались всякие христианские символы. Стремясь сберечь бесценную святыню, благочестивые христиане увезли голову Предтечи из Константинополя и спрятали в тайном месте. Минуло еще три века. Казалось, что голова Иоанна Крестителя была утрачена навсегда. Однако в 850 году ее опять нашли и в честь третьего «обретения главы» Предтечи установили отдельный праздник — 25 мая.

В этот день богослужение в церкви совершается дважды. В час «великого повечерия» хоры поют: «Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честные твоея главы обретение».

День Обретения приносил первые вести о приближении весны. На это указывала поговорка: «На обретение птица гнездо обретает». Считали, что в этот день перелетные птицы трогались из теплых мест зимовья на родину, в Россию, и крестьяне готовились к их встрече. Особенно ждали возвращения скворцов, оберегавших сады и огороды от вредителей, поправляли старые скворечники, мастерили новые.

Вообще этот день крестьяне тесно связывали с поведением птиц. Многолетние наблюдения показывали, что своевременный прилет птиц сулил хороший урожай хлебов. Синица запела — к теплу. Но если запела протяжно, жалобно, значит, голодна, и синицам старались помочь: устраивали под окнами птичьи кормушки.

Наблюдали, где прилетные птицы начинали вить гнезда: если на солнечной стороне — лето ожидалось холодным, а на теневой — теплым, благоприятным.

Да и сама погода в этот день важна была. Выпавший на Обретение снег предвещал холодную Пасху, а сухой день сулил солнечный день и на Светлое воскресенье.

Приметы – поведение птиц, животных, насекомых, природные явления — служили для российского крестьянина своеобразным и бесспорным определителем программы его дел и забот в ближайшее и отдаленное время. Учитывая их, он строил свои планы, лелеял надежды. И был ко всему готов, и очень редко ошибался.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг