Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

О К Т Я Б Р Ь 25.04.24
8 О К Т Я Б Р Я

8  О К Т Я Б Р Я

 

С Е Р Г И Й   Р А Д О Н Е Ж С К И Й

 

Имя, деяния и заслуги святого Сергия Родонежского широко известны. Его первое Житие написал также известный и заслуженный христианский проповедник Епифаний, прозванный Премудрым. Он много лет подвизался в монастыре Сергия Радонежского и был свидетелем его христианских подвигов.

Сергий, в мире Варфоломей, происходил из богатого рода ростовских бояр. Был он средним из трех братьев, отличался от них кротким нравом, но большой духовной целеустремленностью, хотя в учении и не преуспевал. Родители бранили его за «нерадивость», учителя наказывали, а сверстники насмехались над ним. И у отрока Варфоломея оставался один лишь заступник и утешитель – Господь, к которому он, уединившись, часто обращался с молитвой о вразумлении.

Под старость родители Варфоломея впали в бедность. Причиной тому была чужая злая воля. Великий князь Московский Иван Калита прислал в Ростов нового наместника воеводу Василия Кочева, который возложил на всех ростовцев «бесстыжую дань», так что многие разорились под непосильными налогами и поборами и вынуждены были «москвичам имения своя с нуждою отдаваху».

Разоренные родители Варфоломея в 1331 году покинули Ростов и переселились в Радонеж, который принадлежал младшему брату Ивана Калиты – Андрею. Радонежский князь охотно привлекал в свой удел новых поселенцев разными льготами. Тут благодаря энергии и предприимчивости старшего сына Петра благосостояние новоприбывшего семейства поправилось. Но родители их, Кирилл и Мария, надломленные пережитыми невзгодами, уже не желали мирских забот и удалились в неподалеку расположенный Хотьковский монастырь, оставив все свое имущество старшим сыновьям, поскольку младший Стефан еще до того отошел, приняв постриг в том же монастыре. Однако и Варфоломей не принял наследства и тоже отторг мирскую суету. Уступив свою долю имущества Петру, он присоединился к младшему брату.

Служение в обители, где совместно жили монахи и монахини, не приносило удовлетворения. Варфоломей стремился к уединению. Он увлек Стефана «на взыскание места пустынного», и они покинули обитель. После долгих поисков братья облюбовали в бескрайнем дремучем лесу, в 14 верстах от Радонежа, в урочище Маковец, подходящий холм, расчистили его и поставили общую келью. Обустроившись, они соорудили небольшую церковь и стали жить в отдалении от людей. Но Стефан не вынес отшельничества и вернулся в Хотьково. А Варфоломей, оставшись в одиночестве, в 1337 году принял у игумена-старца Митрофана постриг, получил иноческое имя Сергий и бесстрашно предался избранной доле пустынника, преисполненной всяких лишений и опасностей.

Около двух лет Сергий прожил в одиночестве. В округе распространились слухи о его суровой жизни. Однажды заехал к нему крестьянин из дальнего села поглядеть на странного отшельника и посмеялся над его убожеством. А Сергий в ответ посадил гостя за свою скромную трапезу и выложил на стол все, что имел, не оставив себе и завтрака. Некоторые монахи стали проситься к Сергию в «братья». Сергий радушно привечал каждого. Мало-помалу составилась община отшельников. Сергий решил основать монастырь. Получив благословение константинопольского патриарха, Сергий принял на себя бремя игумена новообразованной обители, которая стала ныне известной всей России как Троице-Сергиева лавра.

За долгие годы служения в своем монастыре преподобный Сергий совершил немало деяний, оставив видный след не только в истории православного христианства, но и в отечественной истории.

Сергий Радонежский ввел на Руси и широко распространил в народе праздник Троицы. Еще тогда христианский подвиг Сергия Радонежского получил высокую оценку. В 1354 году патриарх Филофей прислал Сергию памятный Крест в знак благословения «на возрождение общего жития иноков в Русской земле», которое едва теплилось, задавленное татаро-монгольским игом. Так Сергий Радонежский стал основоположником нового иноческого движения на Руси.

В грозный час нашествия Мамаевых полчищ Сергий Радонежский вдохновил на ратный подвиг русское воинство во главе с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем, который перед сражением приехал к Сергию в монастырь и получил его благословение: «Пойди противу безбожных и, Богу помогающи ти, победиши и здрав во свое отечество с великими похвалами возвратишися». И, веруя в правое дело русского народа, Сергий послал Дмитрию своих иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Они достойно представили на поле боя самого «игумена земли Русской», как потом стали называть Сергия Радонежского. И оба пали смертью храбрых.

День памяти Сергия Радонежского приходился (как и ныне) в пору крестьянских забот о заготовке на зиму разносолов. От «Сергия» уже отсчитывали время начала зимы. Говорили: «Если первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день. Зимний путь устанавливается в четыре седмицы от Сергия». Мешкать с заготовками зимних припасов уже было некогда. И день памяти Сергия Радонежского в народе, как и Воздвижение, называли «Капустным днем». Знаток быта русского крестьянства писатель П. И. Мельников (А. Печерский) красочно писал об этой сельской поре:

«В то время по всем городам, по всем селеньям, в каждом доме на зиму капусту рубят, к зажиточным людям тогда вереницами девки да молодки с тяпками под мышками сбираются. А ребятишек и числа нет, дела они не делают, зато до отвала наедаются капустными кочерыжками. Шум, визг, крики разносятся далеко, а девицы с молодицами, стоя за корытами, «Матушку-капустку» поют:

А капустка-то у нас уродилась хороша:

И туга, и крепка, и белым-белешенька,

Ой, люли, ой, люли,

И белым-белешенька.

Звонко разносится веселый напев капустной песни, старой-престарой. Еще с той поры поется она на Руси, как предки наши познакомились с капустой и с родными щами».

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг