8 О К Т Я Б Р Я
С Е Р Г И Й Р А Д О Н Е
Ж С К И Й
Имя, деяния и
заслуги святого Сергия Родонежского широко известны. Его первое Житие написал
также известный и заслуженный христианский проповедник Епифаний, прозванный Премудрым. Он много лет
подвизался в монастыре Сергия Радонежского и был свидетелем его христианских подвигов.
Сергий, в мире
Варфоломей, происходил из богатого рода ростовских бояр. Был он средним из трех братьев, отличался от них кротким нравом, но большой духовной
целеустремленностью, хотя в учении и
не преуспевал. Родители бранили его за «нерадивость», учителя наказывали, а сверстники насмехались над ним. И у отрока Варфоломея оставался один лишь
заступник и утешитель – Господь, к
которому он, уединившись, часто обращался с молитвой о вразумлении.
Под старость
родители Варфоломея впали в бедность. Причиной тому была чужая злая воля. Великий
князь Московский Иван Калита прислал в Ростов нового наместника воеводу Василия Кочева,
который возложил на всех ростовцев «бесстыжую дань», так что
многие разорились под непосильными налогами и поборами и вынуждены были «москвичам
имения своя с нуждою отдаваху».
Разоренные родители
Варфоломея в 1331 году покинули Ростов и переселились в Радонеж, который
принадлежал младшему брату Ивана Калиты – Андрею. Радонежский князь охотно
привлекал в свой удел новых поселенцев разными льготами. Тут благодаря энергии и
предприимчивости старшего сына Петра благосостояние новоприбывшего
семейства поправилось. Но родители их, Кирилл и Мария, надломленные пережитыми
невзгодами, уже не желали мирских забот и удалились в неподалеку расположенный
Хотьковский
монастырь, оставив все свое имущество старшим сыновьям, поскольку младший
Стефан еще до того отошел, приняв постриг в том же монастыре. Однако и
Варфоломей не принял наследства и тоже отторг мирскую суету. Уступив свою долю
имущества
Петру, он присоединился к младшему брату.
Служение в обители,
где совместно жили монахи и монахини, не приносило удовлетворения. Варфоломей
стремился к уединению. Он увлек Стефана «на взыскание места пустынного», и они покинули
обитель. После долгих поисков братья облюбовали в бескрайнем дремучем
лесу, в 14 верстах от Радонежа, в урочище Маковец, подходящий холм, расчистили его и
поставили общую келью. Обустроившись, они соорудили небольшую церковь и стали жить в отдалении от
людей. Но Стефан не вынес отшельничества и вернулся в Хотьково. А Варфоломей,
оставшись в одиночестве, в 1337 году принял у игумена-старца Митрофана постриг,
получил иноческое имя Сергий и бесстрашно предался избранной доле
пустынника, преисполненной всяких лишений и опасностей.
Около двух лет
Сергий прожил в одиночестве. В округе распространились слухи о его суровой жизни.
Однажды заехал к нему крестьянин из дальнего села поглядеть на странного отшельника и
посмеялся над его убожеством. А Сергий в ответ посадил гостя за свою
скромную трапезу и выложил на стол все, что имел, не оставив себе и завтрака.
Некоторые монахи стали проситься к Сергию в «братья». Сергий радушно привечал каждого. Мало-помалу
составилась община отшельников. Сергий решил основать монастырь. Получив
благословение константинопольского патриарха, Сергий принял на себя бремя игумена
новообразованной
обители, которая стала ныне известной всей России как Троице-Сергиева
лавра.
За долгие годы служения в своем монастыре
преподобный Сергий совершил немало деяний,
оставив видный след не только в истории православного христианства, но и
в отечественной истории.
Сергий Радонежский
ввел на Руси и широко распространил в народе праздник Троицы. Еще тогда
христианский подвиг Сергия Радонежского получил высокую оценку. В 1354 году
патриарх Филофей
прислал Сергию памятный Крест в знак благословения «на возрождение
общего жития иноков в Русской земле», которое едва теплилось, задавленное
татаро-монгольским игом. Так Сергий Радонежский стал основоположником нового
иноческого движения на Руси.
В грозный час
нашествия Мамаевых полчищ Сергий Радонежский вдохновил на
ратный подвиг русское воинство во главе с великим князем Московским Дмитрием
Ивановичем, который перед сражением приехал к Сергию в монастырь и получил его
благословение: «Пойди
противу безбожных и, Богу помогающи ти,
победиши и здрав во свое отечество с великими
похвалами возвратишися». И, веруя в
правое дело русского народа, Сергий послал
Дмитрию своих иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Они достойно представили на поле боя самого
«игумена земли Русской», как потом
стали называть Сергия Радонежского. И
оба пали смертью храбрых.
День памяти Сергия
Радонежского приходился (как и ныне) в пору крестьянских забот о заготовке на зиму
разносолов. От «Сергия» уже отсчитывали время начала зимы. Говорили: «Если первый снег на
Сергия, то зима установится на Михайлов день. Зимний путь устанавливается в четыре седмицы от Сергия». Мешкать с заготовками зимних припасов уже было
некогда. И день памяти Сергия
Радонежского в народе, как и Воздвижение,
называли «Капустным днем». Знаток быта русского крестьянства писатель П. И. Мельников (А. Печерский)
красочно писал об этой сельской поре:
«В то время по всем
городам, по всем селеньям, в каждом доме на зиму капусту рубят, к зажиточным
людям тогда вереницами девки да молодки с тяпками
под мышками сбираются. А ребятишек и числа нет, дела они не делают, зато до отвала
наедаются капустными кочерыжками. Шум, визг, крики разносятся далеко, а девицы с
молодицами, стоя за корытами, «Матушку-капустку» поют:
А капустка-то у нас уродилась хороша:
И туга, и крепка, и белым-белешенька,
Ой, люли, ой, люли,
И
белым-белешенька.
Звонко разносится
веселый напев капустной песни, старой-престарой. Еще с той поры поется она на
Руси, как предки наши познакомились с капустой и с родными щами».