8 М А Я
А П О С Т О Л И Е В А Н
Г Е Л И С Т М А Р К
Марк был
племянником апостола Варнавы, который много лет сопутствовал апостолу Павлу. С юных лет Марк приобщился к
христианству, принимал активное участие в собраниях тайной христианской общины
в селении Гефсимании. В ней накануне казни
выступал Иисус Христос. А в день распятия Христа Марк, завернувшись в
плащ, чтобы не быть узнанным, следовал за Христом, несшим на голгофу свой
крест. Стражники схватили юного Марка, но он,
извернувшись, оставил в их руках плащ, а сам убежал нагой.
Повзрослев, Марк
стал страстным проповедником Христова учения. Получив от Варнавы и Павла немало полезных навыков, необходимых странствующему христианскому
проповеднику, Марк примкнул к
апостолу Петру и вместе с ним побывал в разных провинциях Римской империи и в самом Риме. Потом Марк поселился в Александрии, где основал христианскую
церковь и стал ее первым епископом.
В Александрии Марк в
43 году закончил работу над Евангелием, которую начал еще в Риме, положив в его
основу рассказы и проповеди апостола Петра. Свое Евангелие Марк адресовал язычникам Египта
и Северной Африки, поэтому оно насыщено пояснениями значений и событий, известных
иудеям, но неизвестных другим народам.
Обосновавшись в
Александрии, Марк постоянно подвергался преследованиям языческих властителей. 4 апреля 63 года во время богослужения в церкви на Марка напала, подстрекаемая его врагами, толпа язычников. Марка, избивая, выволокли
на улицу и уже бесчувственного от
жестоких побоев бросили в темницу. На следующий
день истерзанного Марка поволокли на судилище, но по дороге он умер.
В народных определениях у святого
апостола Марка несколько «должностей»,
связанных со временем года и заботами селян. В конце апреля – начале мая в Южной и Средней России заканчивали сев яровых хлебов, буйно шли в рост озимые.
И чтобы удался хороший урожай, нужен
был спорый и теплый дождь. О дожде в это время и молили Марка. Его считали ключником –
он держал ключи от весенних дождей.
Завершив дела в поле, любители певчих
птиц отдавались в эти дни своей страсти: ловле
пернатых певцов. К началу мая почти все лесные птицы обзаводятся
гнездами. И в это время начиналась охота на птиц с сетями и силками. В день
святого апостола Марка открывался сезон
ловли чижей.
Птицеловство во
многих губерниях России и Подмосковья было распространенным промыслом у
крестьян. Певчих птиц ловили на продажу – на них всюду в городах был большой
спрос, особенно в Москве.
В Первопрестольной
еще в начале XVII века возник
охотничий ряд – базар, на
котором торговали всякой дичью и лесной живностью.
Позже птицеловы стали собираться на площади, занимая ряды от церкви
Параскевы Пятницы до дома Благородного собрания
(ныне Дом союзов). В московском путеводителе начала прошлого века говорилось, что в птичьем ряду «тысяча
клеток с разного рода птицами вывешиваются на стену. Здесь собираются
охотники до птиц, покупают с голоса, продают
своих».
В середине XIX века охотничий рынок был переведен сначала на Лубянку, а в 1870 году
торговцы птицами обосновались на Трубной площади.
Певчие птицы
ценились дорого, за них давали по сто рублей. Крестьяне-птицеловы говорили: «И чиж с
канарейками тоже приплод (доход) дают». Уповая на святого Марка, не пренебрегали такой статьей
дохода.