8 января
БАБКА
СОЛОМОНИДА
На второй день после
Рождества Христова в церквах торжественно служат «Собор
Пресвятой Богородицы». В святцах этого дня упомянуты также
святые Ефимий, Константин, Еварест... Но имени Соломониды нет. Однако в прежние времена
в русских селах и деревнях, славя в этот день Божью Матерь,
женщины поминали в молитвах бабушку Соломониду. Церковь
эту бабку не признавала, а народ чтил.
Одна из героинь
романа «На горах» П. И. Мельникова (Андрея Печерского) Дарья
Сергеевна, оберегая племянницу Дуню от «дурного глаза» заговором,
поминала: «Соломонида бабушка Христоправушка, Христа мыла-правила, нам
окатышки оставила». «Окатышки»
– вода, которой окачивали новорожденного младенца.
Что же это за «бабка Соломонида»? За какие заслуги русские
крестьянки возносили ее вопреки церковному канону? В канонических
Евангелиях о ней тоже нет ни слова. А в апокрифическом, не признанном церковью «Протоевангелии
Иакова», или «Истории Иакова о
рождении Марии», приводится рассказ Иосифа
о том, как в пути, когда он с сыновьями от первого брака и юной беременной Марией бежал из Вифлеема, чтобы
укрыться от объявленной
государственной переписи населения, у нее случились предродовые схватки.
Иосиф, оставив Марию с сыновьями в первой попавшейся пастушьей пещере,
«пошел искать повивальную бабку»... «И увидел я женщину,
спускающуюся с горы, которая сказала мне: человек, куда ты идешь? Я отвечал: ищу повивальную бабку». Далее в Протоевангелии
говорится: «И бабка повивальная
пошла вместе с ним. И встали они у пещеры,
и облако сияющее появилось в пещере. И сказала бабка: душа моя возвеличена, глаза мои увидели чудо, ибо родилось спасение Израилю». Так безымянная бабка
приняла на свои руки родившегося у
Марии младенца Иисуса. По имени она названа лишь в «Синаксаре», сборнике
древнееврейских преданий и поучений.
В день Соломониды роженицы и бабки-повитухи, во время богослужения в церкви,
собирались перед иконой Божьей Матери,
которая называется «Блаженное чрево». Отслужив молебен перед этой иконой, роженицы приглашали
повивальных бабок «на кашу», которую
специально заваривали с утра для угощения.
В иных местах крестьянки в день Соломониды ходили к только что разрешившимся роженицам с пирогами
и другими гостинцами.
В любой деревне
повивальная бабка пользовалась большим уважением. Повивальной она
называлась потому, что умела правильно «свить» новорожденного повивальником, чтобы не барахтался и не царапался и спал спокойно, и учила
этому молодую мать. Помню, как
повивали мою младшую сестренку. С
этим превосходно справлялась моя бабушка Феня, ловко орудуя широким, в четверть поясом, с нашитыми на
нем крестами. На моих изумленных глазах только что неистово шевелившаяся малютка превращалась в аккуратно и крепко «свитый
кокон, сладко посасывающий «жеванку» –
тряпицу с завязанным в нее кусочком
ржаного хлеба. Бабки были мастерицами по части женских и материнских забот. Недаром говорили: «Бабка походит –
всему делу пособит». А мастерство каждой отмечали: «У всякой бабки свои ухватки».
О почитании
бабок-повитух свидетельствовал и другой обычай – «рукомытие». На девятый день
после родов бабка посещала принятого ею новорожденного, и
они с матерью, перепеленав младенца, совершали совместное
«размывание рук» – мыли руки в одной лохани или тазу, вытирали их
одним, непременно новым полотенцем, которое бабка тут же
получала в подарок.