7
С Е Н Т Я Б Р Я
А П О С Т О Л Т И Т
Апостол Тит –
современник Иисуса Христа. Он родился на острове Крит в семье состоятельного
чиновника. Получил хорошее образование: изучал эллинскую философию, древнюю поэзию
и разные науки. Перед ним открывалось блестящее будущее на поприще общественной
и административной деятельности. На это указывало даже его имя – Тит, что значило
«почтенный». Но он избрал судьбу христианского проповедника.
Однажды двадцатилетнему Титу попалась в руки книга пророка Исайи. Прочтя ее,
юноша задумался о грядущем приходе на землю Спасителя и возмечтал послужить Ему.
Когда дядя Тита стал критским правителем, до острова дошла весть о появлении в Палестине
нового великого Пророка. Тит выпросился у дяди в Иерусалим. Тут он воочию увидел Иисуса Христа и слышал его страстные проповеди, и всей душой
уверовал в Христово учение.
Но он не успел
познакомиться с великим проповедником и стал свидетелем распятия
Иисуса Христа и его страданий. А потом, спустя 50 дней, когда свершилось
сошествие с небес Святого Духа. И первые 12 апостолов, самые
близкие ученики Христа, обрели дар говорить
на всех языках мира, в том числе и на критском, Тит окончательно решил
посвятить свою жизнь проповедованию Нового христианского учения.
Он познакомился с
апостолом Павлом. Павел одобрил решение юноши с острова Крит, крестил его, и Тит стал
ближайшим учеником Павла. Он сопровождал своего учителя в миссионерских путешествиях по
многим странам. Спустя несколько лет Павел возвел Тита в сан епископа Критского, и
Тит стал проповедовать христианство на родном острове, умножая число приверженцев Христовой
веры. Павел следил за самостоятельной деятельностью своего ученика и около 65-го года
поддержал его из Никополя своим особым Посланием, в котором по-отечески благожелательно
изложил наиболее важные наставления в проповедовании христианского учения. И напомнил, что «епископ должен быть
непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но
страннолюбив, любящий 'добро,
целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан... чтобы он был силен и наставлять в здравом учении
и противящихся обличать» (1, 7, 8,
9). На Крите Тит был старшим и поверенным
служителем апостола Павла и ведал по его поручению, как нынче у нас говорят,
«воспитанием и расстановкой кадров» священнослужителей в критской
христианской общине, которых благословлял и направлял к нему Павел.
А когда Павла в
оковах узника доставили в Рим на суд императора, Тит, рискую жизнью, тоже
последовал в имперскую столицу, чтобы послужить по возможности своему
духовному отцу.
После казни Павла
Тит вернулся на Крит и с удвоенным рвением и радением продолжал свою пастырскую
деятельность, свято исполняя заповеди Христа и его верного и мудрого ученика апостола Павла. Судьба отпустила Титу
долгий век: он прожил 94 года.
В хозяйственных
делах православного российского христианина апостол Тит получил назначение
соответственно заботам, выпадавшим в это время года: «Святой Тит последний гриб растит», – говорили
жители лесистых местностей.
Грибы для
значительной части российского населения были существенным дополнением к
повседневному питанию. Следует учитывать, что православный христианин
постился в течение года в общей сложности около двухсот дней. И грибы справедливо
считались
растительным «мясом» – почти равноценной заменой натуральному мясу. Из них
приготовлялось множество блюд: пироги, супы, солянки, закуски...
В грибной сезон – в
августе и начале сентября – в леса «на грибную охоту» устремлялись тысячи ее
любителей, не только сельские жители, но и горожане. «Грибы растут в деревне, а
их и в городе знают», –
гласила молва.
Грибная охота
требовала и навыков, и терпения. Но и случайная удача имела значение. «Без счастья
в лес не ходи», – предупреждала народная мудрость. «Не поклонясь до земли – и
грибка не
подымешь», – поучала другая. Знатоки различали грибы с
особой
уважительностью, каждому давалось чинное прозвище: «Белянки – дворянки,
рыжики – богатые мужики, волнушки – господские стряпушки, опенки – ноги тонки, а
боровик – царь грибов». Опытные грибники обучали несведущих:
«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут». Без знающих наставников и
поныне в лесу нечего делать. Поэтому всегда и стараются присоединиться к
знатокам: «с кем по грибы, с тем и по ягоды».
К грибному дню
апостола Тита сельские умельцы старались наплести из ивы и лыка кузовков и лукошек – на
них к этому дню непременно
поднимался спрос, и «лыковый промысел» приносил
хороший доход.
Славились специалисты – грибонизы,
умевшие правильно сушить грибы, грибосолы и грибовары. Наготовив грибов на
зиму, удовлетворенно говорили: «Коли
грибовно, так и хлебовно». И всякое
грибное лето относили к милости апостола Тита.