7
А В Г У С Т А
М А К А Р И Й У Н Ж Е Н С К И Й
Этот день запомнился
лишь одной приметой: «На Макария утренник холодный – и зима холодная».
Знаменитым же день преподобного Макария стал другим
речением: «На Макария Нижегородская ярмарка именинница».
У святого Макария
было два прозвища – Желтоводский и Унженский. Интересна история их обретения.
Преподобный Макарий,
проживший почти сто лет, вышел из семьи посадского в
Нижнем Новгороде. Двенадцатилетним отроком он назвался безродным и убедил игумена
Печерского монастыря постричь его в монашество. В то глухое на Руси время, в середине XIV века, монастыри были единственным средоточием духовной
жизни, и юноши, искавшие активной общественной деятельности, охотно
воспринимали трудный, наполненный каждодневными испытаниями образ жизни, царивший в
обителях.
Лишь через три года
отцу Макария удалось узнать, где обретался его исчезнувший сын. Но Макарий
отказался от свидания с родителем, сказав: «Один у меня отец – Бог». И ограничился тем, что
подал отцу в окно руку.
Макарий снискал себе
уважение всей братии монастыря, но, лишенный тщеславия, узрил в этом
препятствие к дальнейшему
самоусовершенствованию и, покинув монастырь, уединился в лесу. Спустя некоторое время облюбовал место в глухих левобережных лесах южнее Нижнего Новгорода и
тут, на берегу Желтого озера, при
впадении Керженца в Волгу, основал свою
обитель с целью обратить в христианство коренных здешних жителей – чувашей и мордву.
Не успела укрепиться
Макарьевская обитель, как в 1430 году напала на нее вторгшаяся с юга
золотоордынская рать. Монастырь был разграблен и сожжен, а самого Макария
завоеватели увели в плен. Однако золотоордынский хан, пораженный стойкостью русского
проповедника, отпустил его. Макарий, погоревав над пепелищем первой своей обители, решил не
восстанавливать ее, а основать совсем новую в
другом, более безопасном месте. В
сопровождении верных сподвижников он удалился в галичскую землю и на берегу озера Унжи, при устье впадавшей
в него лесной речки, поставил новый
монастырь.
Как часто бывало в те
времена, возле Макарьевского монастыря на Унже возникла слободка. Она разрослась и со временем .превратилась в
городок, который стал называться Макарьевом
– по имени основателя монастыря.
Но не исчез с лица
земли и первый Макарьевский монастырь на Желтых водах. Он отстроился, огородился
крепкой каменной стеной. Скоро тоже обзавелся слободкой, население которой составили
ремесленники и торговые люди. Появился и торг в Макарьевской слободе. Удобное ее
месторасположение на перекрестке торговых путей обеспечило рост популярности
макарьевского
монастырского торга. И здешняя Макарьевская слобода превратилась в
городок. Однако его известность распространилась по Руси, когда тут царским
указом 1696 года была учреждена ежегодная всероссийская ярмарка, названная в честь
первого игумена здешнего монастыря – Макарьевской.
Почти полтора века
гремела на всю Европу слава Макарьевской ярмарки. Помянул ее и Пушкин в «Евгении
Онегине»:
Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим...
В первые годы
Макарьевская ярмарка действовала всего неделю: с 25 июля (по
ст. ст.) до первого Спаса – 1 августа. А после того, как она была объявлена
государственным торжищем – растянулась на целый месяц. В России таких ярмарок было
несколько, но первейшей слыла Макарьевская. Не на ней ли родились хлесткие и
мудрые поговорки:
На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого просит.
Не сходно – не сходись, а на
торг не сердись.
Гусь да баба – торг, два гуся и
две бабы – ярмарка.
Вольнее торгу нет, а и там неволя живет – говорили, имея в виду цены.
С Макарьевской
ярмарки пошли в ход ее «именные» выражения: базарных плутов называли макарами.
«Подпустить макарку» –
значило сплутовать. Про винных откупщиков язвили:«Вчера
Макар гряды копал, нынче Макар в воеводы попал».
Макарьевский
монастырь в делах ярмарки играл решающую роль: он давал кров торговому люду и толпам
паломников, владел вместительными и надежными лабазами. В монастырских храмах
совершались службы во славу торговых успехов, крестным ходом открывалась
ярмарка, торжественным молебном закрывалась.
16 августа 1816 года случилось несчастье –
в конце торжища ночью вспыхнул пожар. Пора стояла знойная и сухая, и ярмарочные постройки сгорели дотла.
На следующий год
ярмарку перенесли в Нижний Новгород, но она так и сохранила свое славное
название — Макарьевская. И действовала еще сто лет – до самой революции.
Советская власть,
строившая социализм, упразднила Макарьевскую ярмарку – за ненадобностью.
А потом оказался
«ненадобным» и знаменитый своими бесценными памятниками старины Макарьевский
монастырь. Встала на Волге очередная из погубивших ее запруд – Чебоксарская.
Разлилось
новое «море», прогнавшее жителей из города Макарьева. Подступило оно под самые стены
Макарьевского монастыря. И неизвестно, как долго выдержит он осаду его губительных вод.
Многое из наших
национальных святынь и гордостей только-то и жило что – до Советской власти и
диктатуры пролетариата...