Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

А В Г У С Т 20.04.24
7 А В Г У С Т А

7  А В Г У С Т А

 

М А К А Р И Й   У Н Ж Е Н С К И Й

 

Этот день запомнился лишь одной приметой: «На Макария утренник холодный – и зима холодная». Знаменитым же день преподобного Макария стал другим речением: «На Макария Нижегородская ярмарка именинница».

У святого Макария было два прозвища – Желтоводский и Унженский. Интересна история их обретения.

Преподобный Макарий, проживший почти сто лет, вышел из семьи посадского в Нижнем Новгороде. Двенадцатилетним отроком он назвался безродным и убедил игумена Печерского монастыря постричь его в монашество. В то глухое на Руси время, в середине XIV века, монастыри были единственным средоточием духовной жизни, и юноши, искавшие активной общественной деятельности, охотно воспринимали трудный, наполненный каждодневными испытаниями образ жизни, царивший в обителях.

Лишь через три года отцу Макария удалось узнать, где обретался его исчезнувший сын. Но Макарий отказался от свидания с родителем, сказав: «Один у меня отец – Бог». И ограничился тем, что подал отцу в окно руку.

Макарий снискал себе уважение всей братии монастыря, но, лишенный тщеславия, узрил в этом препятствие к дальнейшему самоусовершенствованию и, покинув монастырь, уединился в лесу. Спустя некоторое время облюбовал место в глухих левобережных лесах южнее Нижнего Новгорода и тут, на берегу Желтого озера, при впадении Керженца в Волгу, основал свою обитель с целью обратить в христианство коренных здешних жителей – чувашей и мордву.

Не успела укрепиться Макарьевская обитель, как в 1430 году напала на нее вторгшаяся с юга золотоордынская рать. Монастырь был разграблен и сожжен, а самого Макария завоеватели увели в плен. Однако золотоордынский хан, пораженный стойкостью русского проповедника, отпустил его. Макарий, погоревав над пепелищем первой своей обители, решил не восстанавливать ее, а основать совсем новую в другом, более безопасном месте. В сопровождении верных сподвижников он удалился в галичскую землю и на берегу озера Унжи, при устье впадавшей в него лесной речки, поставил новый монастырь.

Как часто бывало в те времена, возле Макарьевского монастыря на Унже возникла слободка. Она разрослась и со временем .превратилась в городок, который стал называться Макарьевом – по имени основателя монастыря.

Но не исчез с лица земли и первый Макарьевский монастырь на Желтых водах. Он отстроился, огородился крепкой каменной стеной. Скоро тоже обзавелся слободкой, население которой составили ремесленники и торговые люди. Появился и торг в Макарьевской слободе. Удобное ее месторасположение на перекрестке торговых путей обеспечило рост популярности макарьевского монастырского торга. И здешняя Макарьевская слобода превратилась в городок. Однако его известность распространилась по Руси, когда тут царским указом 1696 года была учреждена ежегодная всероссийская ярмарка, названная в честь первого игумена здешнего монастыря – Макарьевской.

Почти полтора века гремела на всю Европу слава Макарьевской ярмарки. Помянул ее и Пушкин в «Евгении Онегине»:

Макарьев суетно хлопочет,

Кипит обилием своим...

В первые годы Макарьевская ярмарка действовала всего неделю: с 25 июля (по ст. ст.) до первого Спаса – 1 августа. А после того, как она была объявлена государственным торжищем – растянулась на целый месяц. В России таких ярмарок было несколько, но первейшей слыла Макарьевская. Не на ней ли родились хлесткие и мудрые поговорки:

На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого просит.

Не сходно – не сходись, а на торг не сердись.

Гусь да баба – торг, два гуся и две бабы – ярмарка.

Вольнее торгу нет, а и там неволя живет – говорили, имея в виду цены.

С Макарьевской ярмарки пошли в ход ее «именные» выражения: базарных плутов называли макарами. «Подпустить макарку» – значило сплутовать. Про винных откупщиков язвили:«Вчера Макар гряды копал, нынче Макар в воеводы попал».

Макарьевский монастырь в делах ярмарки играл решающую роль: он давал кров торговому люду и толпам паломников, владел вместительными и надежными лабазами. В монастырских храмах совершались службы во славу торговых успехов, крестным ходом открывалась ярмарка, торжественным молебном закрывалась.

16 августа 1816 года случилось несчастье – в конце торжища ночью вспыхнул пожар. Пора стояла знойная и сухая, и ярмарочные постройки сгорели дотла.

На следующий год ярмарку перенесли в Нижний Новгород, но она так и сохранила свое славное название — Макарьевская. И действовала еще сто лет – до самой революции.

Советская власть, строившая социализм, упразднила Макарьевскую ярмарку – за ненадобностью.

А потом оказался «ненадобным» и знаменитый своими бесценными памятниками старины Макарьевский монастырь. Встала на Волге очередная из погубивших ее запруд – Чебоксарская. Разлилось новое «море», прогнавшее жителей из города Макарьева. Подступило оно под самые стены Макарьевского монастыря. И неизвестно, как долго выдержит он осаду его губительных вод.

Многое из наших национальных святынь и гордостей только-то и жило что – до Советской власти и диктатуры пролетариата...

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг