7
И Ю Л Я
И В А Н К У П А Л А
В современном календаре православной
церкви насчитывается 65 Ивановых дней.
Однако главным и самым почитаемым считается день Иоанна Крестителя, отмечаемый в июле. Хотя память его в течение года чествуется еще пять раз, 7 июля
стоит особо: это день Рождества Иоанна Крестителя. Начавшись торжественным утренним молебном в церкви, праздник в честь
Иоанна Предтечи и Крестителя издревле
выходил за церковную ограду на улицу и
широко разливался за городом или селом по окрестным лугам и лесам, по
берегам рек и озер: всюду веселился народ, справлял многочисленные обряды, сложившиеся в ходе этого поистине народного гулянья.
В празднике Ивана Купалы так же, как и во
многих других великих христианских
торжествах, неразделимо соединялись церковные обряды с игрищами и затеями,
которыми издревле сопровождался Иванов день, наполняясь народным
духовным творчеством. Вот как описывал
празднование дня Ивана Купалы в XVI веке игумен Елизаровской пустыни Памфил в послании псковскому наместнику: «Егда бо приидет
самый праздник, тогда во всю светлую нощь мало не весь град возмятется,
в селах взбесятся, в бубны и сопелки и нудением
струнным, плесканием. и плясанием...»
Не только в песнях,
но и в народных поговорках и приметах отразился веселый и повсеместно почитаемый
Иванов день.
Поговорки гласили:
Дядя Иван и людям и
нам.
После Ивана не надо
жупана.
Купалинка – ночь маленька.
До Ивана, детки,
просите дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу. (К детским молитвам
Бог всегда был более милостивым.)
Приметы:
Коли до Ивана просо
(в метелках) в ложку, то будет и в ложке.
На Иванову ночь звёздно – будет много грибов.
Сильная роса на
Ивана – к урожаю огурцов.
О рождении Ивана Предтечи
в Евангелиях рассказывается: священник Захарий и его жена Елисавета горько сетовали, что не имеют наследника.
Однажды во время богослужения в храм к Захарию явился архангел Гавриил и сказал, что
жена родит ему сына, которого следует наречь Иоанном (Иоанн по-древнееврейски – божий дар). «И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются», – сказал
архангел.
Престарелый Захарий усомнился в реальности предсказания, и архангел наказал
его за неверие немотой до самого рождения ребенка. А когда Елисавета
разрешилась сыном, названным, как велел архангел, Иоанном, Захарий
вновь обрел дар речи.
О детстве и
отрочестве Иоанна ничего не известно. Но, возмужав, Иоанн,
недовольный общественной жизнью, удалился в пустыню и жил там уединенно несколько
лет, выработав в себе определенные твердые убеждения и стойкий характер.
Одевался он в рубище, питался акридами (жареной саранчой) и медом.
Вновь явился он к
людям пророком и проповедником. Он предсказал пришествие мессии – Иисуса Христа. И стал
проповедовать
его будущее учение. Знаком принятия веры в близкий приход Спасителя Иоанн избрал обряд крещения (омовения) людей путем погружения их в
реку или озеро. «И принимали крещение от него на реке Иордан, исповедуя ему грехи
свои», – сказано в Евангелии апостола Матфея. Когда явился Иисус Христос, он тоже
пришел
к Иоанну и тоже крестился у него.
В память об обряде
крещения возник обычай купания в Иванов день. Считалось, что в эти светлые и знойные
дни лета солнце купалось в реках и озерах и вода приобретала чудодейственные, целебные свойства,
которые очищали тело от всякой скверны. И люди с наслаждением плескались в реке или
озере, обливали друг друга
теплой речной или прудовой водой.
Наступал разгар
лета. Солнце набирало наибольшую силу. И в дни Ивана Купалы особыми обрядами
чествовали солнце – древнего Ярилу. С вечера дня
святой Аграфены Купальницы б июля (23 июня) в ночь под Ивана Купалу девушки и
парни водили хороводы, жгли «купальские костры» и прыгали через огонь, очищаясь от «худых напастей».
Окрестные леса
наполнялись веселым гамом молодежи. Девушки бродили по лесу и собирали целебные
травы: череду от золотухи,
шалфей от «горловой скорби», зверобой, девясил, мать-мачеху, разрыв-траву... Существовало поверье, что перед разрыв-травой
падают замки и запоры. А про тирлич (стародубку) говорилось в народе: «Тирлич да жабья костка смиряют гнев властей и сердитых родственников». Надо было лишь угостить их чудодейственным настоем. Тирлич, кроме того, приносил
богатство и славу, а с зашитым в ладонку корещком ревеньки человек не
утонет ни в бурной реке, ни в мутном
озере.
Некоторые девушки
пускались на заре на поиски своего счастья – любовной травы иван-да-марья.
Название ее связывалось с легендой. Будто бы встретились Иван да Марья, брат
и сестра,
разлученные в детстве. Понравились, полюбились друг другу. И поженились. Но тут выяснилось,
что они – брат и сестра. И превратились в наказание за содеянный великий грех в травку с цветами разного цвета на одном стебле: Иван – синенький, а Марья – желтенький.
А парни похрабрее,
дождавшись глухой полуночи, пробирались в
глухие дебри в поисках цветка папоротника. Красивую историю таких поисков описал Н. В. Гоголь в повести «Вечер
накануне Ивана Купалы», в которой он
использовал сведения из популярной в
его времена книги «Всякая всячина». В ней утверждалось: «Папорть (по-русски папоротник, или кочедыжник) цветет огненным цветом только в ночь под Иванов день, и кто
успеет сорвать его и будет так смел,
что устоит противу всех призраков, кои будут ему представляться, тот отыщет клад».
Дни Ивана Купалы
считались вершиной летних крестьянских праздников, начало которым клала Троица. А
заканчивались летние торжества, наполненные различными игрищами и забавами, не менее светлым и
чтимым Петровым днем...