7 И Ю Н Я
И В А Н – М Е Д В Я Н Ы Е Р О С Ы
Это один из пяти
праздников и памятных дней, отмечаемых в течение года и посвящаемых Иоанну
Крестителю. Июньский (по-старому 25 мая) день отмечался, как бы вычленяясь из
общего праздника
Обретения, который отводится 9 марта в память «обретения» головы Иоанна
Предтечи, "казненного царем Иродом по прихоти
его злой жены Иродиады. В церковном календаре он называется «Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня», а в народе его именовали «Иван-медвяные росы».
Роса – характерное
для лета атмосферное явление. С нею связана важная примета, предсказывающая
погоду: если к утру выпадала обильная роса – ожидался ясный солнечный день, а
утро посуху – к дождю после
обеда. Роса считалась благодатной влагой,
даже обладала волшебными свойствами. Сельские девушки верили, что если, обнажившись, поваляться в высокой
утренней росистой траве, то очистишься от скверны и
обретешь телесную красоту. Под Иванову росу клали целебные травы и коренья,
чтобы усиливались их свойства.
Обильные утренние
росы несли благодать всем посевам. В особенности они сулили хороший урожай льна и
конопли. Говорили: «Коли роса – конопли полоса». Большая роса в отдельных местах указывала на
залегание водяной «жилы» на небольшой глубине. Тут можно было безошибочно копать
колодец.
Росы способствовали
развитию мощного травостоя на лугах. Поэтому в пору Ивановых рос, повсюду
развертывалась косовица трав на сено. Сенокос справедливо называли «зеленой
страдой».
Крестьяне спешили вовремя управиться с делами на лугах в благоприятные
Ивановы дни. Наиболее податлива косе трава, обильно увлажненная утренней росой.
Потому и выходили косцы на
луга с рассветом, подчиняясь проверенному многолетним опытом правилу: «Коси коса пока роса, роса долой –
коса домой». Сухая трава становилась
неподатливой даже самому острому стальному
жалу.
Однако роса росе – рознь. Иванов день
выделялся в крестьянском календаре не
благодатной сенокосной страдой, а тревогами и нередко невосполнимым уроном. Потому и назван был «Иван-медвяные росы». Что заключало в себе это выражение?
«Медвяный»
в народном говоре – медовый, сладкий. Вроде бы ничего дурного в себе это выражение не
заключает. Но исстари было примечено, что к третьему «обретеню» на всей зеленой
растительности
– в поле, на огороде, в саду, на левадах – всюду появлялась липкая роса со сладким,
«медвяным» привкусом. Эта вредоносная роса нападала на рожь в пору колошения и,
обратившись в ржавчину, губила колосья, резко снижала урожай житного зерна. Медвяная, мучнистая роса
покрывала и сушила плети огурцов на огороде,
от нее жухли и отмирали листья тыквы на бахче. Когда появлялась «медвяная роса» – это воспринималось как сущее бедствие, перед которым крестьянин
оказывался безоружным и бессильным.
Никаких способов и средств защиты от этой
напасти он не знал. Теперь медвяная и мучнистая роса хорошо изучены – это грибковое заболевание растений
– и найдены эффективные средства
борьбы с ним. А в давние времена губительные «медвяные росы» считались божьим
гневом или дьявольским наущением и в
стремлении отвести злую напасть крестьяне
обращались к Иоанну Крестителю, просили его заступничества. Бывало, в отчаянной надежде обращались к сельским
знахарям, которые нередко владели
практическими средствами противодействия зловредным росам и ограждали посевы от
них, опрыскивая пораженные растения отварами трав, в сопровождении заклинаний и заговоров. Как мы теперь говорим,
используя средства биологической
защиты, только со своей «инструкцией».