7 А П Р Е Л Я
Б Л А Г
О В Е Щ Е Н И Е
С утра в этот день,
как и в другие «двунадесятые» и великие праздники, по всей Руси, от села к селу, по
всем городам разносился
торжественный колокольный благовест. А в церквах уже проходили всенощные службы, уже пропели хоры величание Богородице: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». И радостное
жизнетворное благоговение охватывало верующих. Люди радовались солнцу,
наступающей весне, оживлению жизни. Жизнь
шла по своим многопутным законам, и
многообразная человеческая деятельность энергично вплеталась в перемены, происходившие в природе. Народные поговорки вобрали в себя характер
благовещенского праздника:
«Весна зиму поборола».
«Грешников в аду не мучат, птица гнезда не вьет».
«Кукушка за то без гнезда, что завила его в Благовещение».
Еще о Благовещении
крестьяне толковали:
«На санях либо неделю доездишь, либо неделю переездишь».
По обычаю, в этот
день, во избежание греха, никакими делами не занимались. Девки даже косы не
заплетали, а хозяйки не топили печи и ничего не варили: семья угощалась наготовленным заранее.
Богат был этот день и
многообразием примет:
Коли весна ранее Благовещения станет, то много морозов впереди.
На Благовещение мороз
— к
урожаю яровых.
На Благовещение
дождь — колосиста будет рожь.
Мокрое Благовещение — грибное лето.
На Благовещение пчелы
гудят — к урожаю.
Гроза на Благовещение
— к
теплому лету, к урожаю орехов, вёдро — к пожарам.
Благовещение, без
ласточек — холодная весна.
Благовещение —
переломный день в житейских порядках крестьянина. Он заключал зимние дела и заботы, с
ним менялся и образ бытия. Хозяева жгли зимнюю соломенную постель и перебирались
спать в «клеть» — холодную часть избы. У молодежи кончались
«посиделки». В последние вечера девушки гурьбой выходили на улицу и песнями «выкликали
весну».
Благовещение — один из самых
торжественных христианских праздников.
Известный проповедник христианства Иоанн Златоуст
называл его корнем праздников. Он — древнейший из торжеств в честь Богородицы.
Этот праздник
приходится преимущественно в дни Великого поста, но иногда попадает и на Пасху. И в
зависимости от того, с какими днями совпадает Благовещение, оно празднуется по-разному. Если Благовещение
случится до Лазаревой субботы (о ней особый рассказ), церковь празднует его три
дня, если
в эту субботу — два, а если в Страстную или Светлую седмицу (это пасхальные дни недели) — один
день. Бывает, Благовещение совпадает с Пасхой
— и праздник как бы удваивается, а
пост в дни Богородицы ослабляется.
Какие же события
послужили основой Благовещения?
История его происхождения наполнена
совпадающими в своей основе легендами. Вот
одна из распространенных.
Мария, будущая мать
Иисуса Христа, дочь благочестивых родителей Иакова и Анны, в возрасте трех лет
была введена (об этом — особый рассказ ниже) в Иерусалимский храм и стала, его воспитанницей. В
храме она вместе со своими сверстницами, предаваясь молитвам, чтению Библии и
занимаясь рукоделием, оставалась несколько лет, пока не пришла пора замужества.
Воспитатели Марии
стали настаивать, чтобы она покинула храм и вышла замуж. Она отказалась, заявив,
что посвящена Богу. Священники, не зная, как быть, стали обсуждать это положение. Но тут
прозвучал голос с неба: «Ищите достойного мужа!» Священники отобрали 12 кандидатов в
мужья Марии. Их посохи сложили в алтаре. Утром увидели, что посох 82-летнего плотника Иосифа расцвел и на нем сидела голубка. Это сочли знамением того,
что Иосиф угоден Богу как муж Марии. Ее и обручили со старцем Иосифом. Мария перешла жить в дом будущего мужа.
Однажды, читая
Библию, Мария дошла в книге пророка Исайи до места, где было сказано: «Се дева во чреве примет и родит сына и нарекут ему Еммануил». Еммануил — по-древнееврейски означало «С нами Бог». Мария поняла, что
речь идет о Божьей матери, а не об обычной женщине. И она подумала: «Как бы я
была счастлива, если бы довелось мне быть
при ней хотя бы служанкой».
В это время к ней
вошел слетевший с неба архангел Гавриил и приветствовал Марию словами: «Радуйся,
благодатная! Господь с тобою! Благословенна ты между женами!»
Слова Гавриила
смутили Марию. «Что бы они значили? — подумала она.— А Гавриил продолжал: «Не
бойся, Мария, ибо ты приобрела благодать у Бога, и вот зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь ему имя Иисус (означавшее
«Благая весть»). Он будет велик и наречется сыном Всевышнего и даст ему Господь Бог престол
Давида, отца его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству его не будет
конца».
Это событие и
назвали потом Благовещением.
Что же было дальше?
В Евангелии от Матфея сказано: «Иосиф же, жених ее, будучи честным
человеком и не желая опозорить ее, решил тайно расторгнуть помолвку с нею. Но
когда он
задумал это, ему во сне явился ангел Господень и сказал: «Иосиф из рода
Давида, не смущайся брать Марию в жены себе, потому что тот, кого зачала она — от
Духа Святого» (Матф. 1, 19—20).
Благовещение впервые стали праздновать в IV веке н. э. в Константинополе. Почему именно в этот день, по старому стилю 25 марта?
Архиепископ Антиохийский Анастасий, учредивший Благовещенский праздник,
рассуждал: «Сотворение человека было в 25-й день марта, а посему и Гавриил в этот
день послан был благовестить Деве нетленное от нее воплощение Спасителя, и превозвестить ей имеющее
совершиться через нее спасение человека. Ибо прилично, чтобы согрешивший, и
воссоздан был в такое же время, в какое создан».
Накануне
Благовещения крестьяне уже начинали некоторые сельскохозяйственные работы, например,
сеяли горох, а после праздника выносили пчел из омшаника. На юге переносили из
парников
в грядку капустную рассаду, сеяли в лунки семена капусты с верою, что
капусту, посеянную в день Благовещения, мороз не убьет.
Следует остановить
внимание на некоторых крестьянских приметах. Они рождены многовековыми
наблюдениями, и к ним можно относиться с доверием. Возьмем, к примеру, такие приметы:
На Благовещение дождь — родится рожь.
Мокрое Благовещение —
грибное лето.
Гроза на Благовещение — к теплому лету, к урожаю орехов...
Откуда это взялось?
Как это объяснить? Один старый колхозный бригадир преподал мне практический урок. Он говорил
как-то в дни весенне-полевых работ, после хорошего дождя, выпавшего в конце сева
яровых: «Ну, нынче хороший хлебушко уродится. Через сто дней такой же дождь поддаст, как раз под
налив колоса».
Сто дней после
Благовещения — это 17 июля. В средней полосе России — время налива хлебов. После
июльского дождя люди идут за первыми грибами. И лесные орехи наливаются как раз в это время.
От Благовещения считают не потому, что это святой, чудодейственный день, а потому,
что это — приметный день в году. Хотя и «воля Божья» имела значение.
В крестьянских дворах
в Благовещение ставили в кадку с зерном икону Богородицы и заклинали: «Мати
Божия, Гавриил архангел,
благовестите нас урожаем, благовестите овсом, да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей».
Благая весть, т. е.
покровительство Богоматери распространилось на все работы,
которые после Благовещения начинались в каждом крестьянском дворе, на полях и
огородах. Потому так высоко и чтилась память о Божьей матери в этот день.