Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

А П Р Е Л Ь 19.04.24
7 А П Р Е Л Я

7  А П Р Е Л Я

 

Б Л А Г О В Е Щ Е Н И Е

 

С утра в этот день, как и в другие «двунадесятые» и великие праздники, по всей Руси, от села к селу, по всем городам разносился торжественный колокольный благовест. А в церквах уже проходили всенощные службы, уже пропели хоры величание Богородице: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». И радостное жизнетворное благоговение охватывало верующих. Люди радовались солнцу, наступающей весне, оживлению жизни. Жизнь шла по своим многопутным законам, и многообразная человеческая деятельность энергично вплеталась в перемены, происходившие в природе. Народные поговорки вобрали в себя характер благовещенского праздника:

«Весна зиму поборола».

«Грешников в аду не мучат, птица гнезда не вьет».

«Кукушка за то без гнезда, что завила его в Благовещение».

Еще о Благовещении крестьяне толковали:

«На санях либо неделю доездишь, либо неделю переездишь».

По обычаю, в этот день, во избежание греха, никакими делами не занимались. Девки даже косы не заплетали, а хозяйки не топили печи и ничего не варили: семья угощалась наготовленным заранее.

Богат был этот день и многообразием примет:

Коли весна ранее  Благовещения станет, то много морозов впереди.

На Благовещение мороз к урожаю яровых.

На Благовещение дождь колосиста будет рожь.

Мокрое Благовещение грибное лето.

На Благовещение пчелы гудят к урожаю.

Гроза на Благовещение к теплому лету, к урожаю орехов, вёдро к пожарам.

Благовещение, без ласточек холодная весна.

Благовещение — переломный день в житейских порядках крестьянина. Он заключал зимние дела и заботы, с ним менялся и образ бытия. Хозяева жгли зимнюю соломенную постель и перебирались спать в «клеть» — холодную часть избы. У молодежи кончались «посиделки». В последние вечера девушки гурьбой выходили на улицу и песнями «выкликали весну».

Благовещение — один из самых торжественных христианских праздников. Известный проповедник христианства Иоанн Златоуст называл его корнем праздников. Он — древнейший из торжеств в честь Богородицы.

Этот праздник приходится преимущественно в дни Великого поста, но иногда попадает и на Пасху. И в зависимости от того, с какими днями совпадает Благовещение, оно празднуется по-разному. Если Благовещение случится до Лазаревой субботы (о ней особый рассказ), церковь празднует его три дня, если в эту субботу — два, а если в Страстную или Светлую седмицу (это пасхальные дни недели) — один день. Бывает, Благовещение совпадает с Пасхой — и праздник как бы удваивается, а пост в дни Богородицы ослабляется.

Какие же события послужили основой Благовещения?

История его происхождения наполнена совпадающими в своей основе легендами. Вот одна из распространенных.

Мария, будущая мать Иисуса Христа, дочь благочестивых родителей Иакова и Анны, в возрасте трех лет была введена (об этом — особый рассказ ниже) в Иерусалимский храм и стала, его воспитанницей. В храме она вместе со своими сверстницами, предаваясь молитвам, чтению Библии и занимаясь рукоделием, оставалась несколько лет, пока не пришла пора замужества.

Воспитатели Марии стали настаивать, чтобы она покинула храм и вышла замуж. Она отказалась, заявив, что посвящена Богу. Священники, не зная, как быть, стали обсуждать это положение. Но тут прозвучал голос с неба: «Ищите достойного мужа!» Священники отобрали 12 кандидатов в мужья Марии. Их посохи сложили в алтаре. Утром увидели, что посох 82-летнего плотника Иосифа расцвел и на нем сидела голубка. Это сочли знамением того, что Иосиф угоден Богу как муж Марии. Ее и обручили со старцем Иосифом. Мария перешла жить в дом будущего мужа.

Однажды, читая Библию, Мария дошла в книге пророка Исайи до места, где было сказано: «Се дева во чреве примет и родит сына и нарекут ему Еммануил». Еммануилпо-древнееврейски означало «С нами Бог». Мария поняла, что речь идет о Божьей матери, а не об обычной женщине. И она подумала: «Как бы я была счастлива, если бы довелось мне быть при ней хотя бы служанкой».

В это время к ней вошел слетевший с неба архангел Гавриил и приветствовал Марию словами: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою! Благословенна ты между женами!»

Слова Гавриила смутили Марию. «Что бы они значили? — подумала она.— А Гавриил продолжал: «Не бойся, Мария, ибо ты приобрела благодать у Бога, и вот зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь ему имя Иисус (означавшее «Благая весть»). Он будет велик и наречется сыном Всевышнего и даст ему Господь Бог престол Давида, отца его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству его не будет конца».

Это событие и назвали потом Благовещением.

Что же было дальше? В Евангелии от Матфея сказано: «Иосиф же, жених ее, будучи честным человеком и не желая опозорить ее, решил тайно расторгнуть помолвку с нею. Но когда он задумал это, ему во сне явился ангел Господень и сказал: «Иосиф из рода Давида, не смущайся брать Марию в жены себе, потому что тот, кого зачала она — от Духа Святого» (Матф. 1, 19—20).

Благовещение впервые стали праздновать в IV веке н. э. в Константинополе. Почему именно в этот день, по старому стилю 25 марта?

Архиепископ Антиохийский Анастасий, учредивший Благовещенский праздник, рассуждал: «Сотворение человека было в 25-й день марта, а посему и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от нее воплощение Спасителя, и превозвестить ей имеющее совершиться через нее спасение человека. Ибо прилично, чтобы согрешивший, и воссоздан был в такое же время, в какое создан».

Накануне Благовещения крестьяне уже начинали некоторые сельскохозяйственные работы, например, сеяли горох, а после праздника выносили пчел из омшаника. На юге переносили из парников в грядку капустную рассаду, сеяли в лунки семена капусты с верою, что капусту, посеянную в день Благовещения, мороз не убьет.

Следует остановить внимание на некоторых крестьянских приметах. Они рождены многовековыми наблюдениями, и к ним можно относиться с доверием. Возьмем, к примеру, такие приметы:

На Благовещение дождь — родится рожь.

Мокрое Благовеще­ние — грибное лето.

Гроза на Благовещение — к теплому лету, к урожаю орехов...

Откуда это взялось? Как это объяснить? Один старый колхозный бригадир преподал мне практический урок. Он говорил как-то в дни весенне-полевых работ, после хорошего дождя, выпавшего в конце сева яровых: «Ну, нынче хороший хлебушко уродится. Через сто дней такой же дождь поддаст, как раз под налив колоса».

Сто дней после Благовещения — это 17 июля. В средней полосе России — время налива хлебов. После июльского дождя люди идут за первыми грибами. И лесные орехи наливаются как раз в это время. От Благовещения считают не потому, что это святой, чудодейственный день, а потому, что это — приметный день в году. Хотя и «воля Божья» имела значение.

В крестьянских дворах в Благовещение ставили в кадку с зерном икону Богородицы и заклинали: «Мати Божия, Гавриил архангел, благовестите нас урожаем, благовестите овсом, да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей».

Благая весть, т. е. покровительство Богоматери распространилось на все работы, которые после Благовещения начинались в каждом крестьянском дворе, на полях и огородах. Потому так высоко и чтилась память о Божьей матери в этот день.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг