7 МАРТА
П Е Т
Р -
М Н И Х
Ныне этого святого
нет даже в церковном календаре. Но он указан в двухтомном «Всенародном
месяцеслове» А. Ермолова, который был издан в Петербурге в 1901 году.
Мних — в
церковнославянском языке «монах». Так иногда подписывались под своими сочинениями
монастырские летописцы и богословы. Например, автором одного из
многочисленных «Житий Бориса и Глеба» был Иаков Мних. Вероятно, и Петр Мних,
высокопочитавшийся российскими православными земледельцами, в прошлом был тоже одним
из церковных писателей.
День Петра Мниха считался довольно
приметным в христианском
хозяйственном календаре. К
нему приурочивались весьма важные
сельскохозяйственные работы. Он был своеобразной гранью, которой заканчивались одни дела и начинались другие.
В день Петра Мниха
завершалась молотьба снопов в ригах, которая шла всю зиму, при огне. В этот день
пекли блины из последней
намолоченной горсти зерна, в знак благодарности за урожай, дарованный в прошлом году.
Петр Мних открывал
почин новым «пашенным» работам. «На Мниха» заключили или расторгали арендные
договоры. Крестьяне, не имевшие собственных земельных наделов,
повременные
арендаторы, опытные практики, занимавшиеся производством какой-либо продукции на арендованных
землях: овощеводы, бахчевники, цветоводы и
т. п. — вступали в «дело».
В южных губерниях
начинались работы на огородах. На первых освободившихся от снега грядках и
делянках крестьянки сеяли горох, раннюю безрассадную капусту. Опыт показывал, что столь
ранний посев капусты уберегал ее от нападения гусениц в период, когда завязывались
кочаны. Лучше удавался и горох, закаленный морозами.
Последние дни февраля
(по ст. ст. день Петра Мниха отмечался 22 февраля) обычно отличались первыми солнечными оттепелями.
И ими пользовались крестьяне, готовясь к предстоящей весенней страде.