6
И Ю Л Я
А Г Р А Ф Е Н А К У П А
Л Ь Н И Ц А
Канун праздника Ивана Купалы, Ивановой
ночи. День Аграфены Купальницы как бы
сливается с Ивановым днем, и они издревле составляют единый обрядовый праздник. В Аграфену «зачинали», а в Иванов день «купальские» обряды
развертывались во всю ширь.
Разумеется,
Аграфена, а точнее, римская христианка, мученица Агриппина,
погибшая в середине III века, не имела
никакого отношения к Иоанну Крестителю, кроме того, что она была ревностной проповедницей христианства. Просто так
совпало: день ее памяти оказался канунным
днем Иванова праздника.
6 июля (23 июня)
верующие отмечали двойной праздник: в этот же день чествуют Владимирскую икону Божьей матери,
чудотворная сила которой не раз способствовала спасению Москвы от иноземного вражеского нашествия.
Под покровительством
чудотворной Владимирской иконы ходил в победоносные походы еще великий
князь Андрей Боголюбский, а впервые она
помогла отвести смертельную угрозу от Москвы в 1395 году, когда к стенам
великокняжеской столицы приблизились орды Тамерлана. Навстречу ему, после молебна перед образом Владимирской Богоматери,
вышли рати Великого князя Василия
Дмитриевича, и Тамерлан уклонился от сражения и отошел от Москвы. Тогда в честь этого события в Москве был основан
Сретенский мужской монастырь, а день 26 августа был объявлен по всей Руси
праздником Сретения Владимирской иконы Божьей
матери.
Во второй раз
Владимирскую икону взял с собою великий князь Иоанн III,
выступивший с войском против полчищ золотоордынского хана Ахмата,
подступивших к Москве в 1480 году. После «великого стояния» на Угре Ахмат, убоявшись
разгрома, ушел прочь, и, как писал Н. М. Карамзин в знаменитой своей «Истории государства
Российского», Иоанн III «утвердил венец на
главе своей
и независимость государства. Народ веселился, а митрополит установил
ежегодный праздник богоматери и крестный ход 23 июня в память освобождения России от
ига монголов: ибо здесь конец нашему рабству». Совпал этот день как раз с днем памяти Аграфены-мученицы.
А в третий раз Владимирская икона
чествуется 3 июня, по случаю избавления
Русской земли от нашествия крымских и ногайских татар в 1521 году.
Но 6 июля, отведя
богослужение в честь чудотворной иконы в церкви, селяне все же отдавали честь
Аграфене Купальнице.
В день Аграфены
крестьянские девушки во многих местах на заре «окроплялись росою» – обнаженные
пробегали по высокой росистой траве на задах или на ближайшем лугу. По поверью, «Аграфенина роса» укрепляла здоровье и плодоносную силу женщины. А после
утренней службы в церкви селянки отправлялись в лес в поисках целебных трав,
набиравших к этому дню наивысшую
зрелость. Искали преимущественно купальницу – довольно редкое растение из
семейства лютиковых. Из купальницы вязали веники и парились ими в натопленной к вечеру бане.
Однако же день до
вечера проходил в других забавах. Аграфенин день выдавался обычно знойным, и
сельское население от мала до велика выходило к ближайшему
пруду, озеру или реке. Первое купание
в «вольной» воде открывалось торжественно: с песнями, хороводами, играми. В
южных губерниях начинали купаться раньше,
но все равно день Аграфены Купальницы повсюду считался началом
купального сезона. Надо помнить, что по старому календарю это было 23 июня. И повсюду в этот день речные и озерные берега заполнялись множеством людей. В прогретой
жарким солнцем воде все плескались с
удовольствием. Пожилые селяне,
вступая впервые в открытую воду, исполняли своеобразный ритуал. Так и говорилось: «На Аграфену Купальницу старики закупываются».
И все же баня перед
сном с веником из целебных трав устраивалась непременно. А перед баней обязательно
заваривали «купальницкую обетную кашу» из ячменной крупы, которую ели после парной бани, и
угощали ею нищих и иных прохожих.
Весь этот день был
осенен женскими святыми образами, и, наверное, поэтому был он наполнен добрыми
чувствами, всеобщей благостью и добросердечием.