Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

И Ю Л Ь 20.04.24
6

6         И Ю Л Я

 

А Г Р А Ф Е Н А   К У П А Л Ь Н И Ц А

 

Канун праздника Ивана Купалы, Ивановой ночи. День Аграфены Купальницы как бы сливается с Ивановым днем, и они издревле составляют единый обрядовый праздник. В Аграфену «зачинали», а в Иванов день «купальские» обряды развертывались во всю ширь.

Разумеется, Аграфена, а точнее, римская христианка, мученица Агриппина, погибшая в середине III века, не имела никакого отношения к Иоанну Крестителю, кроме того, что она была ревностной проповедницей христианства. Просто так совпало: день ее памяти оказался канунным днем Иванова праздника.

6 июля (23 июня) верующие отмечали двойной праздник: в этот же день чествуют Владимирскую икону Божьей матери, чудотворная сила которой не раз способствовала спасению Москвы от иноземного вражеского нашествия.

Под покровительством чудотворной Владимирской иконы ходил в победоносные походы еще великий князь Андрей Боголюбский, а впервые она помогла отвести смертельную угрозу от Москвы в 1395 году, когда к стенам великокняжеской столицы приблизились орды Тамерлана. Навстречу ему, после молебна перед образом Владимирской Богоматери, вышли рати Великого князя Василия Дмитриевича, и Тамерлан уклонился от сражения и отошел от Москвы. Тогда в честь этого события в Москве был основан Сретенский мужской монастырь, а день 26 августа был объявлен по всей Руси праздником Сретения Владимирской иконы Божьей матери.

Во второй раз Владимирскую икону взял с собою великий князь Иоанн III, выступивший с войском против полчищ золотоордынского хана Ахмата, подступивших к Москве в 1480 году. После «великого стояния» на Угре Ахмат, убоявшись разгрома, ушел прочь, и, как писал Н. М. Карамзин в знаменитой своей «Истории государства Российского», Иоанн III «утвердил венец на главе своей и независимость государства. Народ веселился, а митрополит установил ежегодный праздник богоматери и крестный ход 23 июня в память освобождения России от ига монголов: ибо здесь конец нашему рабству». Совпал этот день как раз с днем памяти Аграфены-мученицы.

А в третий раз Владимирская икона чествуется 3 июня, по случаю избавления Русской земли от нашествия крымских и ногайских татар в 1521 году.

Но 6 июля, отведя богослужение в честь чудотворной иконы в церкви, селяне все же отдавали честь Аграфене Купальнице.

В день Аграфены крестьянские девушки во многих местах на заре «окроплялись росою» – обнаженные пробегали по высокой росистой траве на задах или на ближайшем лугу. По поверью, «Аграфенина роса» укрепляла здоровье и плодоносную силу женщины. А после утренней службы в церкви селянки отправлялись в лес в поисках целебных трав, набиравших к этому дню наивысшую зрелость. Искали преимущественно купальницу – довольно редкое растение из семейства лютиковых. Из купальницы вязали веники и парились ими в натопленной к вечеру бане.

Однако же день до вечера проходил в других забавах. Аграфенин день выдавался обычно знойным, и сельское население от мала до велика выходило к ближайшему пруду, озеру или реке. Первое купание в «вольной» воде открывалось торжественно: с песнями, хороводами, играми. В южных губерниях начинали купаться раньше, но все равно день Аграфены Купальницы повсюду считался началом купального сезона. Надо помнить, что по старому календарю это было 23 июня. И повсюду в этот день речные и озерные берега заполнялись множеством людей. В прогретой жарким солнцем воде все плескались с удовольствием. Пожилые селяне, вступая впервые в открытую воду, исполняли своеобразный ритуал. Так и говорилось: «На Аграфену Купальницу старики закупываются».

И все же баня перед сном с веником из целебных трав устраивалась непременно. А перед баней обязательно заваривали «купальницкую обетную кашу» из ячменной крупы, которую ели после парной бани, и угощали ею нищих и иных прохожих.

Весь этот день был осенен женскими святыми образами, и, наверное, поэтому был он наполнен добрыми чувствами, всеобщей благостью и добросердечием.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг