6 М А Я
Г Е О Р Г И Й П О Б Е Д О Н
О С Е Ц
День святого Георгия
отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки,
сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно
народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш
современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как
они складывались к 23 апреля.
Ко дню святого Георгия вешнего уже
повсеместно развертывались полевые работы. Непременного радения в этот день
требовали и поговорки:
«На Егория вешнего только ленивая соха не
выезжает в поле».
С вешнего Юрия
меняется досуг молодежи:
«С Егория – хороводы,
с Дмитрия – посиделки».
Руководствовались и приметами:
Ясное утро на Егория — ранний сев,
ясный вечер — поздний сев.
На Юрия дождь — скоту
легкий год.
На Егория роса — будут добрые
проса.
Случались, однако, и
холода в этот день. Но они уже не пугали. Даже благоприятствовали: «На Юрьева
снег крупой – урожай на гречу. На Егория мороз – будет просо и овес».
Георгий Победоносец –
особо почитаемый святой во всем христианском мире. И у каждого народа
сложились свои легенды о Георгии Победоносце, который в действительности жил и погиб в 303 году.
Вот одна из них.
Жестокий и
кровожадный дракон опустошал землю одного языческого царя. Спасая страну от разорения,
жители согласились поочередно отдавать дракону на растерзание своих детей. Пришел день, когда
в жертву дракону вывели царскую дочь. В это время в столице несчастной страны
проездом оказался молодой
воин-христианин Георгий. Он отважно вступил в поединок
с драконом и, словом и крестом поверг и усмирил змея. По велению освобожденной им царской дочери, которую в русских преданиях называют Елизаветой, Георгий
обвязал покорного дракона своим
поясом и, как овцу, привел в город.
Убедившиеся в
праведной и несокрушимой силе христианской веры, которой самоотверженно служил
юноша Георгий, царь и все его подданные приняли крещение.
В одном
апокрифическом (непризнанном церковью) «Житии» рассказывается о том, что персидский
царь Даднал семь лет подвергал Георгия страшным мучениям, требуя его отречения
от христианской веры.
Георгий трижды умирал и трижды воскресал.
В другом сказании
Егория Храброго считали устроителем земли Русской. Утверждалось, что он был,
сыном премудрой Софии и братом трех ее дочерей. Приняв благословение от святой Софии,
Георгий молвил: «Пойду-ка я по всей земле светлорусской утверждать веру
христианскую».
Изображение Георгия
Победоносца было вырезано на первой русской государственной печати царя Ивана III и стало гербом Москвы.
День Егория –
пастуший праздник. В этот день (следует помнить, что до революции он отмечался 23
апреля) впервые выгоняли скотину, похлестывая животных вербою, сбереженной от
Вербного воскресенья. Верба, по народному поверью, оберегала скотину от
всяческих напастей.
Перед выгоном скота
на зазеленевшие луга всем миром чествовали пастухов. Кормили их мирской яичницей,
одаривали одеждой и разными предметами повседневного обихода. Окатывали пастуха водой, «чтобы
все лето не дремал». А накануне вечером в селах и деревнях Верхней Волги по дворам
ватагами ходили подростки с барабанами, бубнами, трещотками и «скликали»
Егория,
колядовали, или, как говорили на Нижней Волге, «славили», просили святого Егория
присматривать все лето за крестьянской
скотиной: «В поле и за полем, в лесе и за лесом». Хозяйки угощали молодых гостей яйцами, пирогами,
одаривали деньгами. Те благодарили их
песней:
Спасибо тебе, тетушка, на добром слове,
На добром подаянии.
Дай тебе Бог сто быков-годовиков,
Двести телушек, все годовушек!
А скупых
песенкой же бранили:
Злая тебе, баба, пень да колода...
В тартарары провалиться, назад не воротиться.
На всех иконах
Георгий Победоносец изображен вооруженным всадником на белом коне. Егорий и его
конь неотделимы и в народных поверьях, и Егорий считался первым покровителем лошадей,
основной тягловой силы крестьян, на которых и держалось благополучие каждого сельского
двора.
В день Егория лошадей
чистили, купали, кропили «святой водой», сбереженной с Крещения, и в первый
день выезда в борозду кормили остатками «крестов», напеченных в крестопоклонную неделю
Великого поста.
Лошадь была выше
всех почитаемых и ценимых животных в каждом крестьянском дворе. Для нее и
«звание» существовало в зависимости от того, где ее использовали: «Кляча
воду возит,
лошадь пашет, конь под седлом». Однако мало кто в хозяйстве держал
лошадей «на особь» – верховых, выездных, рабочих. Чаще лошади использовались во
всех нуждах. Так и говорилось: «Кто в кони пошел, тот и воду вози». По
состоянию коня судили о хозяине: «Хорош конь, хорош и детина».
А поведением
коня определялось будущее благополучие: «Кони ржут – к добру».
Под седлом у
Георгия Победоносца добрый, умный и сильный конь. Поэтому и хотелось каждому хозяину
иметь коня такой же стати – об этом и молили Егория...