Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Н О Я Б Р Ь 25.04.24
5 Н О Я Б Р Я

5  Н О Я Б Р Я

 

А П О С Т О Л   И А К О В,   Б Р А Т   Г О С П О Д Е Н Ь

 

Евангелия сообщают, что у Иисуса Христа было четыре единокровных брата: Иаков, Иосиф, Симон и Иуда, сыновья плотника Иосифа, обручника Марии от первого брака. Один из них – Иаков – стал ревностным последователем Христова учения и страстным его проповедником. Память Иакова, брата Господня, отмечается дважды в году – еще 4(17) января, в день «собора 70-ти апостолов», назначенных Иисусом Христом.

И хотя Иаков не был в числе двенадцати ближайших учеников Иисуса, Сын Божий относился к нему с особой нежностью и доверительностью. Иакову первому он явился после своего воскресения, обратившись к нему со словами: «Брат мой».

О жизни и проповеднической деятельности Иакова сохранилось мало сведений. Христианский историк Евсевий Кесарийский, называя Иакова Праведным, писал, что Иаков не ел ничего мясного, не стриг волос, не умащивался елеем. Он носил льняные одежды, почти все время проводил в храме, стоя на коленях и молясь об отпущении грехов народу.

Он всю жизнь прожил в Палестине, преимущественно в Иерусалиме. Здесь он несколько раз встречался с апостолом Павлом, который упомянул об одном из таких свиданий в «Послании к галатам»: «Потом спустя три года (после распятия Иисуса Христа),– писал он,– ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал. 1, 18, 19).

Евсевий поведал о мученической кончине апостола Иакова. В последний раз, писал он, апостол Павел посетил Иерусалим в 62 году. Один из горожан донес о его проповедях, отрицающих иудейский закон, римскому офицеру, который тотчас арестовал Павла. Но вопреки требованиям разъяренных иудеев предать Павла казни на месте отправил его в Рим, на суд императора. Тогда иерусалимцы перенесли свой гнев на кроткого Иакова. Его схватили и после истязаний сбросили с крыши, а потом забили каменьями до смерти. О жестокой казни в 62 году «брата Иисуса, называемого Христом», упомянул и живший в I веке н. э. древнееврейский историк Иосиф Флавий в своих «Иудейских древностях».

Традиционное особое почтение к старшему брату в славянских семьях с распространением христианства на Руси было перенесено и на брата Иисуса Христа. Имя Иаков в переводе с древнееврейского языка означало «второй из двух близнецов», т. е. указывало на самое близкое родство братьев. Апостол Иаков и почитался не только как проповедник, принявший мученическую смерть за христианскую веру, но, прежде всего как единокровник Иисуса Христа.

«Все люди – братья»,– гласит одна из основополагающих христианских заповедей. Эта заповедь часто воплощалась в различных взаимоотношениях между односельчанами в любой сельской общине. Доброжелательность и повседневная готовность «всем миром» прийти на помощь нуждающимся часто выражалась в особого рода сельских праздниках, называемых «братчиной». Наиболее торжественная и многолюдная братчина устраивалась в день памяти апостола Иакова, брата Господня.

Готовясь к этому дню, все село устраивало накануне «мирские ссыпины». Отовсюду, с каждого двора, несли какую-либо долю «пивного», или «хмельного», зерна – ячменя или жита – в общий ларь. Мастера-пивовары «заводили» в чане или в больших кадушках «мирское пиво». И в «Яков день» угощались всем селом на площади у церкви или в чьем-либо дворе под просторным навесом. Пиво разносили особой посудой, «братиной»,– большой полуведерной деревянной либо медной кружкой «с развалом» и широким «носком». Хвала воздавалась мужику, выпивавшему целую «братину» одним духом.

Братчины были самым давним сельским обычаем. Они повелись с XII века. И еще с домонгольской Руси «братьщина» уже была не только групповой, или «мирской», пирушкой, которую устраивали связанные родством или общими заботами люди во славу дарованного Богом доброго урожая или в знак окончания важных сельскохозяйственных работ, но имела значение своего рода нравственного общественного судилища. На «братчине» разбирались конфликты и антиобщественные проступки односельчан. «Псковская судная грамота», составленная на вече в 1467 году, гласила: «А братьщина судит как судьи». Судные «братьщины» собирались преимущественно в день апостола Иакова, и суд вершился именем его брата – Божьего сына Иисуса Христа. Поэтому на «братьщину», где все вершилось «по-свойски», «по Божьей воле», не допускались «чужие», не приглашенные.

«На Якова» вместе с тем отводили последние «осенины» – проводы осени. С Якова уже ждали зиму. По наблюдениям, «на Якова» второй снег падал. Если в этот день выпадал глубокий снег и потом не таял, а оставался, зима обещала быть мягкой, а лето урожайным. «Снега надует – хлеба прибудет»,– гласила поговорка. Как бы там ни было, а с Якова начиналась настоящая зима во всей средней «княжеской» России. В народе считали: «С первого снега сорок дней до зимы, со второго – сама зима». И весело провожали в этот день осень с терпким пивом из нового урожая.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг