4 Д Е К А Б Р Я
В В Е Д Е Н И Е
Введение последний в году из
четырех «двунадесятых»
праздников, посвященных Богородице.
Когда Марии,
единственной дочери престарелых Анны и Акима, сравнялось три года, родители решили, что
пришла пора исполнить обет, данный Богу,– посвятить жизнь дочери служению Царю
небесному. Марию, как принято было в древней
Иудее, решили отвести в Иерусалимский храм и вверить дальнейшее ее воспитание
священникам.
Введение в храм
было обставлено очень торжественно. Маленькую Марию сопровождали не только все
родственники, но также «хор непорочных дев» и даже слышался «хор ангелов небесных». У порога
храма процессию встретил первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Крестителя,
окруженный священнослужителями.
Он сердечно приветствовал девочку: «Приди,
дщерь моя, к тому, кто даровал мне тебя!»
Мария, ободренная ласковым приемом, сама поднялась по 15 ступеням высокой лестницы храма, и в этом все увидели знамение Господне.
Захария ввел
будущую Богоматерь в святая святых – «в ту часть
храма, в которую он сам входил раз в году, в день очищения». Тут ее приняли «на
попечение и руководство» старшие девы, приставленные к воспитанию девочек, введенных в храм, и
Мария стала одной из самых кротких и старательных учениц.
Так начались
детские годы Марии и ее служение Богу.
Этому событию в
истории христианства и посвящен праздник Введение, 4 декабря, первый из народных
праздников, «починавший» зиму. И поговорки этого дня, родившиеся в народе, посвящались началу нового
времени года:
Введение пришло – зиму привело.
На Введенье толстое леденье.
Однако утверждалось,
что введенские морозы зимы не ставят. А какой достаток крестьянину сулило Введение?
Приметы:
Если с Введения ляжет
глубокая зима – готовь закрома: будет богатый урожай хлеба.
Если на Введение
погода пасмурная, то на следующий год будет урожай, если же ясная – урожая не жди.
Сельские и посадские жители, не
стесненные строгими границами городских кварталов, весело отмечали на вольных
просторах Введенский праздник. В этот день
устраивали шумные катания с горок.
Взрослые, покинув застолья, выворачивали
оглобли у саней-розвальней, затаскивали их за околицей на самую высокую в окрестностях заснеженную гору и,
набившись на сани сколько умещалось, катились
на них вниз до подножия, и нередко
случалось, что сани переворачивались на раскате на потеху зевакам-острословам.
А рядом весело барахталась в сугробах ребятня,
оседлавшая все ближайшие горки.
В день Введения единственный
раз за всю зиму в больших селах и слободах проводились «санные базары». На введенском торге можно было купить любые санки: и тяжелые
розвальни, и легкие выездные, и любую
зимнюю сбрую. Покупателей всегда было много.
Дело в том, что с
Введения крестьяне малоземельных верхневолжских губерний начинали подряжаться в
дальние извозы. Объединялись малыми артелями 3—5 подвод и, имея в общей сумме 50–100 рублей, после праздника
отправлялись по скованной льдом реке в
низовья Волги или Дона за рыбой. Закупали оптом в рогожных кулях мороженые зимние уловы или сушеную воблу, доставляли рыбу в Москву и подмосковные
города, где и сбывали оптовым же
скупщикам. Рыбный извоз приносил небольшой
барыш, но на обновы к Рождеству хватало. Да и себя возчики обеспечивали рыбой на всю зиму. Введенский
«оборот» всегда был удачливым.