Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

И Ю Н Ь 16.04.24
4 И Ю Н Я

4  И Ю Н Я

 

В А С И Л И С К.   С О Л О В Ь И Н Ы Й   Д Е Н Ь

 

Сельский житель Василиск был племянником известного христианского богослова древности Федора Тирона. Он пострадал вместе с братьями Евтропием и Клеоником во времена гонений на христиан при императоре Максимиане. Евтропий и Клеоник были распяты на крестах, а Василиска отправили в город Команы (в Палестине) и там заключили в темницу. Местный правитель Агриппа всячески истязал его, и в 308 году Василиску отсекли голову, а тело бросили в реку. Христиане тайно похоронили останки Василиска на вспаханном поле, 'потом на этом месте построили церковь его имени.

В предании о святом Василиске, кроме упоминания, что он был сельским жителем и похоронен в поле, ничем другим не связывается его личность с крестьянским бытом, с сельскими забавами и увлечениями. Его именем назвали «Соловьиный день», как во многих других случаях, главным образом ввиду совпадения календарного времени. Правда, в этот день отмечается память еще четырнадцати святых. Среди них разные люди: сербский князь Иоанн, епископ Донат, врач София, столпник Даниил. Но симпатии отданы все же Василиску, «сельскому жителю». Должно быть, потому, что ему более чем кому-либо другому была близка сельская природа, понятны сельский быт, увлечения селян. Так день памяти мученика Василиска стал «Соловьиным днем».

Во вторую половину мая как раз и «распеваются» соловьи, их трелями наполняются леса и сады. Это время их неповторимого чарующего мастерства. «Мал соловей, да голос велик», – восхищаются селяне. У многих народов соловью посвящаются сказки, стихи, прославлен он и в русском искусстве.

Со дня Василиска в средней полосе России на ловлю соловьев выходили многочисленные охотники. Это был целый промысел, увлекательный и хорошо отработанный. Соловьиному промыслу в Курской губернии великий русский писатель И. С. Тургенев однажды посвятил большое письмо, адресованное знатному охотнику С. Т. Аксакову.

Ловить соловья-певца (а поет только самец) – дело мудреное, сообщал Тургенев своему литературному собрату. Надо «выслушивать», где он держится, расчистить там возле куста «точёк», привязать к колышку за ножки самку и настроить над нею ловчую сетку. Как только прилетит соловей к самке, дергают веревочку, которая удерживает сетку на дужке на весу, она падает и накрывает доверчивого певчего «ухажера».

Наиболее осторожных соловьев ловят «нагоном» к настороженной сетке. Соловей летает низом, и спугнутая птица непременно запутывается в расстеленной на кустах сети.

Опытным птицеловам легко удавалась охота на соловьев, потому что они хорошо знали все соловьиные повадки. Про соловья, например, говорили: «Песни соловьиные, да промыслы воробьиные». А воробей – вор. И соловья к воробью приравнивали за его склонность к воровству муравьиных яиц. Возле муравейников соловьи чаще всего и попадались в расставленные сети.

Из пойманных соловьев выбирали преимущественно молодых. Они наиболее голосисты и обладают неисчислимым запасом «трелей». Молодого от старого отличали по крыльям – у молодого на верхушке крыла темные пятна, у старого – светлые. Наиболее голосистые имели тоже свои приметы: большие глаза, толстый носик; молодой певец плечист, крепок на ногах. За такого на Московском птичьем базаре иные именитые любители давали по 1000 рублей. Сами птицеловы редко торговали своими «трофеями». Соловьев ловили даже деревенские мальчишки. У них приезжие перекупщики скупали певчих птиц по двугривенному и изрядно на этом наживались.

В больших городах, особенно в Москве, было немало любителей соловьиного пения. У некоторых при умелом уходе лесные певцы жили в клетках по пять лет, и начинали петь, «настраивать» голос с Рождества. А с Великого поста уже распевали во весь голос.

Таким поставляли целые соловьиные семьи. Ловцы брали из гнезда птенцов. Любители-горожане выкармливали птенцов тараканами, потом подвешивали клетки с молодыми соловьями к старым, «опытным» певцам, и те обучались от них пению. Правда, наученный трелям в клетке соловей не шел в сравнение с лесным искусником. Поэтому дороже всего ценились птицы, добытые в лесу в «Соловьиный день», под покровительством святого мученика Василиска.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг