Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

А П Р Е Л Ь 25.04.24
4 А П Р Е Л Я - 7 М А Я

4  А П Р Е Л Я  -  7 М А Я

 

П А С Х А

 

Крестьянские поговорки, посвященные этому празднику, наполнены ликованием:

В светлое воскресение солнышко играет.

Вешнее солнышко землю воскресает.

Пасхе предшествует несколько знаменательных недель, воскресные дни которых отмечались особыми обрядами. Например, четвертая неделя Великого поста называлась Крестопоклонной. Последняя неделя перед Пасхой именовалась Страстной, она начиналась после Вербного воскресенья, относившегося к великим «двунадесяти» праздникам. Православная церковь отмечает 12 великих праздников. Однако Пасха выходит за их пределы, она возвышеннее всех, она сама порождает несколько «двунадесятых» праздников. Недаром в народных поговорках, посвященных христианским праздникам, существует выражение: «Эка Пасха — шире Рождества!»

Праздник Пасхи существовал еще до распространения христианства, у древних евреев. Слово «пасха», или «пасех», означает «прохождение, пощада». Праздник возник в память освобождения евреев из египетского плена. В честь этого события накануне праздника закалывали жертвенного агнца (ягненка) и его кровью мазали косяки и перекладину входа в жилище. Это служило условным знаком ангелу, карающему отступников от обычая жертвоприношения. Видя кровь агнца на косяках, ангел проходил мимо и щадил первенцев в еврейских семьях. Впоследствии вместо нанесения кровавых пометок на косяках священники стали кропить кровью закланных агнцев жертвенник в храме. Мясо жертвенного животного пекли на раскаленных углях и съедали с горькими травами в память о горестном и тягостном рабстве в Египте.

В первые годы исхода из Египта жертвенного агнца съедали стоя, наспех, одетыми по-дорожному, с посохами в руках — как бы перед дальней дорогой. А когда евреи поселились в «обетованной земле», угощались жертвенным ягненком неторопливо, со вкусом, иногда даже «возлежа». Пасха стала праздником светлого и радостного отдохновения от повседневных трудов и забот.

Этот праздник потом переняли христиане. Правда, для празднования Пасхи был выбран другой день — не 14-й день месяца нисана (марта или апреля, когда выпадало), а первое воскресенье после того полнолуния, которое приходилось в день весеннего равноденствия или сразу после него. Днем весеннего равноденствия было принято считать 21 марта (старого стиля). Высчитывание пасхи — сложный процесс. Расчеты делают священнослужители на много лет вперед. Эти расчеты называют пасхалиями. Во всех случаях Пасху празднуют в период между 4 апреля и 7 мая.

Христианская Пасха именуется от греческого слова «пасхейн» — страдать. Сначала день Пасхи связывали с «тайной вечерей» и последовавшими затем страданиями Христа, а с V века ее стали праздновать как светлый и радостный праздник «Воскресения Христова». Это нашло отражение в торжественных и своеобразных пасхальных обрядах. Крестьяне также стали свя­зывать его со своими хозяйственными делами и заботами, и Пасха, как самый большой церковный праздник, дополнился весенними обрядами и игрищами.

Главным предметом пасхального обряда стало крашеное яичко. Происхождение обычая одаривать друг друга красными яичками предание относит к Марии Магдалине (ей тоже посвящен особый день в ряду христианских праздников). Согласно преданию она, представ перед римским императором Тиберием, преподнесла ему в дар красное яичко с приветствием «Христос Воскресе» и с этих слов начала свою проповедь.

Яйцо служило символом гроба и возникновения новой жизни в его недрах. Окрашенное красной краской, оно означало возрождение рода человеческого ценою крови Иисуса Христа.

Непременным угощением в пасхальный день являются пшеничный кулич и творожная (сырная) «пасха» как скоромное питание пустынников, в числе которых некоторое время довелось быть и Иисусу Христу. Пастухи в пустыне обычно питались лепешками и овечьим сыром.

Пасха — самый продолжительный в году праздник. Правда, весна у земледельца — горячая трудовая пора, и он, отпраздновав день-другой, спешил в поле. А праздничные дни шли чередой, один за другим. И каждый день отмечался особым обрядом.

Понедельник и вторник считались «купальными». Обливали и опрыскивали водой беспечных парней и девок, проспавших утренний молебен. Среда называлась «градовой». Поговорка для этого дня гласила: «В среду на Светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило». Четверг — Пасха усопших, поминовение почивших родственников. Пятница — «прощеный день». Тесть и теща звали в гости молодых, обвенчавшихся до Пасхи, угощали их хмельным и вкусными яствами. Родственники и друзья приносили друг другу свои повинности. А пасхальная суббота была хороводницей.

О ней следует сказать особо. В субботу «Светлой седмицы» молодые селяне верховых поволжских губерний праздновали «вьюношник», т. е. «юношеский» день. Молодежь собиралась в конце села и гурьбой начинала обход дворов, где жили недавно обвенчанные пары. У каждого двора пели заздравную песню. Славили молодых, просили гостинцы за это. И заканчивали шуточно угрозой:

Ничего нам не подать —

Мы пойдем со двора

Да осердимся.

Три беды мы сотворим...

Но беды сулились невеликие:

Коней пару уведем,

Избы двери растворим,

Мы гостей ознобим.

Третью-то беду:

В терем зайдем, Мы заслон унесем,

Во печи остудим...

И вас, молодых,

На стыд наведем.

После такой песни молодые хозяева подавали «гостям» деньги или по чарке вина парням, а девкам — сластей. Обойдя село или ближние деревни, ватага направлялась в сельский трактир и устраивала на собранные деньги пиршество. После компания выходила за околицу и заводила хоровод, игры, парни мерялись силой, девки состязались в плясках.

Неделя после пасхального воскресенья, которая называется Светлой, заканчивается тоже праздничным воскресеньем — на Красную Горку обычно игрались свадьбы, гуляли молодые. Затем следует будничная Фомина неделя, заканчивавшаяся в свою очередь праздничным воскресеньем — днем памяти жен-мироносиц. Это был «бабий праздник», гуляли только крестьянки, без мужей.

Так проходили 40 дней до Вознесения. Этим днем и заканчивались пасхальные торжества.

С Фоминой недели из сел уходили подряжаться на все лето плотники и пильщики. Ныне плотницкую артель почему-то презрительно называют «шабашниками». Но они исстари ходили по всей Волге и по другим губерниям. Объединялись в такие артели преимущественно малоземельные крестьяне, хорошие мастера, но не находившие дела дома и вынужденные искать работу в иных местах. Про бродячих плотников говорили: «У плотников три надежды: с Пасхи до Петрова дня, с Петрова — до Успения и с Успения — до Покрова. А тогда с заработком,— домой».

У Пасхи, как и любого христианского праздника, светлое и благородное назначение — возвышение христианского вероучения, укрепление его благодатных нравственных начал и правил. Торжественностью и величием пасхальных обрядов и церемоний это целеустремление достигает высшей степени.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг