И Ю Л Ь
В народе этот месяц
называют грозником, а у древних славян
он именовался липец. Новое
же название месяца пришло на Русь из Римской
империи.
В Древнем Риме
седьмой месяц года называли квинтилием, а
переименовали его в честь Юлия Цезаря. Столь простое увековечение памяти
понравилось племяннику Цезаря, следующему императору Октавиану
Августу, и он повелел наречь восьмой месяц своим именем – августом. Так это и
укоренилось. Между тем примеру «августейших» предшественников решил последовать и император
Тит Флавий Домициан, принявший понравившееся
ему прозвище Германик. Он приказал именовать сентябрь
германиком, а октябрь – домицианом.
Однако
после его смерти ненавидевший Домициана сенат постановил уничтожить всякую
память о нем и девятый-десятый месяцы
календаря получили свои прежние названия.
Прижившийся на Руси
июль оброс и прозваниями: сенозарник, страдник, прибериха, макушка лета.
Соответствовали этим прозваниям и поговорки:
В июле на дворе
пусто, да на поле густо.
Не топор кормит мужика,
а июльская работа.
Всем лето пригоже, да
макушке тяжело. Страда.
Сбил сенозарник спесь, что некогда на полати взлезть.
Баба бы плясала, да
макушка лета настала.
Отличался июль
и приметами:
Парной туман над
лесом – пошли грибы.
Солнце печет – липа цветет.
Рыба ловится от июня до Успенья.
3 И Ю Л Я
М Е Ф О Д И Й П А Т А Р
С К И Й
Нефедов день, как в
простонародье называли этот праздник, – один из немногих народных праздников узкого, как
в наши дни говорят, профессионального назначения. Это праздник охотников,
любителей перепелиного промысла, ныне почти забытого.
«Мой каравай в печи –
перепелкой, а из печи – коростелкой» (т. е. пышный,
высокий)
– так нахваливали хозяйки, сажая и вынимая хлебы из печи. А охотники смотрели «свое время» по примете: «Над озимью
носятся тенетник и мошкара – будет улов
перепелок».
Епископ Мефодий, управлявший в конце III века епархией в Патарсе и
Олимпе Ликийском, потом в Тире
Финикийском, разумеется, не имел никакого отношения к перепелиной охоте. Он остался в
истории христианской церкви как страстный и остроумный полемист, выступавший против
современных ему языческо-христианских доктрин, средоточием
которых был
город Тир в нынешнем Ливане. В борьбе со своими противниками Мефодий
написал множество сочинений, но до наших дней дошли только три: «О Воскресении», «Пир десяти дев» и «О свободе воли против валентиниан».
Закончил он свою жизнь в 312 году как священномученик.
Поскольку имя
святого Мефодия упоминается в церковном
календаре и службах, Мефодием нередко нарекали новорожденных мальчиков. Его день запомнился, совпав с разгаром сенокосной поры и единственно летним временем охоты – перепелиной ловлей. Любители этого увлекательного и искусного промысла с
нетерпением ждали Нефедова дня: заранее примечали места, куда слетались перепелки на кормление, готовили сети.
Перепелов ловили не
столько как изысканную дичь на стол для гурманов, сколько как певчих птиц. В Нефедов
день перепелиные охотники с вечера залегали в поле и, затаившись, лежали до утренней зари, а
на заре начинали наигрывать на специальных дудочках. Перепелки летели на звуки охотничьих рожков и попадали либо под раскинутую на траве и настороженную
сеть, либо в двухстенную
сетку, установленную вертикально в местах вероятного перелета птиц во время кормежки.
В этот день
непременно надо было поймать хотя бы одного перепела – для счастья. Тогда ловца
птиц все лето ждала удача. Особо
стремились поймать белого «князь-перепела».
После этого верилось, что перепела, потеряв
вожака, уже сами летели в сети охотников.
Наиболее интересной
считалась охота на перепелов с помощью собаки и прирученного ястреба. На заре по
ржаному полю, где преимущественно
кормились перепелки, пускали собаку. Она поднимала
перепелов в воздух, и тогда вслед им швыряли с кулака ловчего ястреба.
Охотнику следовало поспешить, чтобы овладеть пойманной ястребом добычей.
Нефедов день, да с
молитвой ему, всегда бывал уловистым, и охотники, вернувшись с видной добычей, устраивали праздничную трапезу.