И Ю Н Ь
Месяц назван по имени
древнеримской
богини Юноны, супруги Юпитера. Считался он месяцем летнего зноя,
солнцеворота.
Старательный
крестьянин к июню заканчивал основные весенние полевые работы: посев и
посадку, вспашку раннего пара. В конце мая и начале июня, перед массовым
цветением луговых трав, наступало короткое время отдыха – междупарье. А на юге уже развертывался сенокос.
Опять заботы обступали крестьянина. О том и поговорка: «Пришел июнь розан-цвет, отбою от работы нет».
Июнь – первый месяц
долгожданного
лета. Однако крестьянский стол был еще скудным: если не выпадали дни поста, семья
питалась преимущественно молочными продуктами, яичками да первой зеленью с огорода.
А хлеб уже был на исходе. Поэтому пироги, лапша и каша считались редкостью. Крестьяне огорченно приговаривали: «Июнь – в закрома дунь, посмотри: нет ли где жита;
по углам забыто»; «Собери с полу соринки –
сделай по хлебу поминки».
Июньские нужды и
заботы заставляли крестьянина внимательнее приглядываться к погодным переменам, и с давних времен
сельские жители заметили связь зимней погоды с летней. На это указывал
опыт многолетних наблюдений. Зимние перемены погоды особенно заметно сказывались в июньские дни.
Погода совпадала через 177 дней – через шесть лунных месяцев. Если зимой выпадал
иней, то спустя лунных полгода опускалась роса. Коли в декабре шел крупный и мокрый снег – в июне это
проявлялось грозой и дождем. Зимняя снежная крупа
приносила
в июне холодную погоду. Декабрьская вьюга оборачивалась ненастьем в июне.
Теплый декабрь предвещал
июньский зной. Эти приметы обычно сбывались
полностью, и крестьянин заранее определял свои хозяйственные заботы, рассчитывал и свой досуг.
3 И Ю Н Я
Е Л Е Н А И К О Н С Т А Н Т И Н
Праздник памяти равноапостольных Елены и Константина изредка совпадает с Троицей. Так случилось в 1990
году. Но в следующие, по крайней мере, двадцать лет они не совпадут ни разу.
День Елены и
Константина не относится к великим праздникам, и, если он выпадал среди недели, работы
не прекращались, тем более в сельской местности. Продолжался сев поздних культур. Крестьянки сеяли огурцы
на грядках, в поле шел посев льна, гречихи.
В связи с этим и родилось шуточное
присловье: «Льны Олене, огурцы Константину». Олене, женщине, ей потом
и ткать их. А мужику Костенкину, как
произносили иногда это имя, огурчики,
в праздник на закуску.
В церквах в этот день непременно служили торжественный молебен в честь Елены и Константина. Хотя в простонародье мало кто знал, за что же воздавалась им столь высокая честь, какими подвигами прославились они в христианской вере.
Это были византийский император Константин и его мать, жившие в конце III и начале IV веков нашей эры. Заслуги их в истории христианства
конкретны и примечательны, совершенно
свободны от обычных легендарных наслоений,
присущих «Житиям» многих святых. Оба – крупные и во всем достоверные исторические личности.
Будущий император
Константин родился в городе Нессе в 274 году. Его отец Хлор Констанций вел
завоевательные войны в Галлии и Британии. Когда Константин вступил в отроческую пору, отец
взял его к себе и воспитал воином. После смерти Констанция сын возглавил войско и в
306 году
стал императором.
Константин успешно продолжал войны в
Европе. В 312 году он завоевал Рим, покорил
Италию, прослыл освободителем христиан
на Востоке от языческой тирании Лициния, который был вынужден войти в союз с Константином и подписать
с ним в 313 году знаменитый Миланский эдикт о свободном исповедании христианства, распространившегося как в Византии, так и
в Римской империи.
Стремясь крепче утвердиться
на Востоке, император Константин в 324-330 годах основал Константинополь на месте
города Византии
и сделал его своей столицей. Христианские историки впоследствии нарекли
Константина Великим за то, что он энергично способствовал
утверждению христианской религии в обеих частях Римской империи. Сначала он уравнял христианство в правах с другими вероучениями, затем объявил его
государственной религией. В 325 году
по инициативе Константина был проведен
первый Вселенский собор, который выработал «символ веры» – краткое изложение
основ христианской религии. Константин
удостоился высшего христианского сана «первосвященника».
В годы до своей
кончины (в 337 году) Константин возвел несколько храмов в Византии и Палестине, на родине Христа. По его повелению еженедельным праздником стало
воскресенье, вместо прежней субботы, которая до того у христиан, подражавших евреям, служила днем молитвенных собраний и
воздержания от всяких работ. Теперь в
воскресные дни строго запрещались даже заседания судов и зрелища. В те годы был
установлен и один из главных христианских праздников – день Рождества Христова, который стали отмечать 25 декабря
вместо языческого дня Солнца.
Не меньше заслуг
перед христианской религией у Елены, матери императора Константина. Она приняла христианскую
веру раньше
сына и прослыла наиболее ревностной ее приверженкой и проповедницей. Елена оказывала
большое влияние на сына-императора, и он высоко ставил ее мудрость и авторитет.
Мать получила
сан «августы», ее именем сын назвал несколько городов, приказал чеканить
монеты с ее изображением. История не знала столь высоких почестей, оказываемых
царственным сыном своей матери. Константин справедливо делил с нею свои
государственные успехи.
В 325 году Елена,
сопровождаемая большой могущественной свитой, совершила знаменитое путешествие в
Палестину, которое прославило ее в веках. В долгом и неспешном пути она
основывала храмы, открывала святыни, закрепляя их память. Елена нашла гроб Господень и
повелела возвести над ним церковь. Нашла крест, на котором был распят Иисус Христос,
и положила начало празднику Воздвижения креста. По велению Елены был сооружен величественный храм
на месте целебной купальни Вифезда, в которой исцелялись больные современники Христа и
где Христос исцелил человека, находившегося без движения 38 лет. По
воле же Елены был заложен храм на родине Христа, в Вифлееме, строительство которого завершилось лишь двести лет спустя, и он стоит и действует доныне.
В числе множества
бесценных святынь Елена привезла в Константинополь останки трех волхвов,
возвестивших рождение Иисуса Христа. По преданию,
волхвы были царями, крещенными позже апостолом Фомой. А они в свою очередь
стали потом проповедниками христианства в своих странах. Останки волхвов, разысканные Еленой, и
по сей день, хранятся в Кельнском соборе.
Неизвестно, почему
русские крестьянки считали Константина и Елену покровителями льна и огуречных
грядок. Когда сеяли и убирали лен, творили молитву, обращенную к святой Елене, а
если
трудились на огуречных грядках, то призывали на помощь обоих. В романе Н. И.
Мельникова (Анд. Печерского) «В лесах» описывается
интересный обряд: «По утренней росе, в одних рубахах, опоясавшись
шерстяными опоясками, досужие хозяйки ходят, бродят
по огородам. Зорко высматривают они, не зажелтел ли где в приземистой
огуречной траве золотистый новичок – первенький цветочек. И только что завидит которая желанного гостя, тотчас красную нитку из опояски вон, и с молитвою к царю Константину и
матери Олене наклоняется над грядкой, и той ниткой перевязывает выглянувший на свет божий цветочек,
сама заговор шепчет: «Как густо мой пояс вязался, так бы густо вязались
мои огурцы, не было бы меж них
пустоцвету...»
Православная церковь
называла Константина и Елену «равноапостольными» – их заслуги были приравнены к
деяниям апостолов Христовых. Такой чести удостоены немногие: еще просветители Кирилл и
Мефодий, основательница грузинской церкви Нина, киевская княгиня Ольга, князь Владимир, утвердивший христианство на Руси, и некоторые другие,
малоизвестные.
На Руси в народе
наиболее почиталась Елена. Ее именем и была наречена княгиня Ольга – первая из русских
князей принявшая христианство. Елена Прекрасная стала героиней многих русских сказов и
преданий. Это имя до сих пор остается одним из самых популярных при наречении
новорожденных девочек.
Народ обычно
отождествляет прекрасные, достойные деяния человека с его образом. Елена – добрый
тому пример.