Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

И Ю Н Ь 26.04.24
И Ю Н Ь

И Ю Н Ь

 

Месяц назван по имени древнеримской богини Юноны, супруги Юпитера. Считался он месяцем летнего зноя, солнцеворота.

Старательный крестьянин к июню заканчивал основные весенние полевые работы: посев и посадку, вспашку раннего пара. В конце мая и начале июня, перед массовым цветением луговых трав, наступало короткое время отдыха – междупарье. А на юге уже развертывался сенокос. Опять заботы обступали крестьянина. О том и поговорка: «Пришел июнь розан-цвет, отбою от работы нет».

Июнь – первый месяц долгожданного лета. Однако крестьянский стол был еще скудным: если не выпадали дни поста, семья питалась преимущественно молочными продуктами, яичками да первой зеленью с огорода. А хлеб уже был на исходе. Поэтому пироги, лапша и каша считались редкостью. Крестьяне огорченно приговаривали: «Июнь – в закрома дунь, посмотри: нет ли где жита; по углам забыто»; «Собери с полу соринки – сделай по хлебу поминки».

Июньские нужды и заботы заставляли крестьянина внимательнее приглядываться к погодным переменам, и с давних времен сельские жители заметили связь зимней погоды с летней. На это указывал опыт многолетних наблюдений. Зимние перемены погоды особенно заметно сказывались в июньские дни. Погода совпадала через 177 дней – через шесть лунных месяцев. Если зимой выпадал иней, то спустя лунных полгода опускалась роса. Коли в декабре шел крупный и мокрый снег – в июне это проявлялось грозой и дождем. Зимняя снежная крупа приносила в июне холодную погоду. Декабрьская вьюга оборачивалась ненастьем в июне. Теплый декабрь предвещал июньский зной. Эти приметы обычно сбывались полностью, и крестьянин заранее определял свои хозяйственные заботы, рассчитывал и свой досуг.

 

 

3  И Ю Н Я

 

Е Л Е Н А   И   К О Н С Т А Н Т И Н

 

Праздник памяти равноапостольных Елены и Константина изредка совпадает с Троицей. Так случилось в 1990 году. Но в следующие, по крайней мере, двадцать лет они не совпадут ни разу.

День Елены и Константина не относится к великим праздникам, и, если он выпадал среди недели, работы не прекращались, тем более в сельской местности. Продолжался сев поздних культур. Крестьянки сеяли огурцы на грядках, в поле шел посев льна, гречихи. В связи с этим и родилось шуточное присловье: «Льны Олене, огурцы Константину». Олене, женщине, ей потом и ткать их. А мужику Костенкину, как произносили иногда это имя, огурчики, в праздник на закуску.

В церквах в этот день непременно служили торжественный молебен в честь Елены и Константина. Хотя в простонародье мало кто знал, за что же воздавалась им столь высокая честь, какими подвигами прославились они в христианской вере.

Это были византийский император Константин и его мать, жившие в конце III и начале IV веков нашей эры. Заслуги их в истории христианства конкретны и примечательны, совершенно свободны от обычных легендарных наслоений, присущих «Житиям» многих святых. Оба – крупные и во всем достоверные исторические личности.

Будущий император Константин родился в городе Нессе в 274 году. Его отец Хлор Констанций вел завоевательные войны в Галлии и Британии. Когда Константин вступил в отроческую пору, отец взял его к себе и воспитал воином. После смерти Констанция сын возглавил войско и в 306 году стал императором.

Константин успешно продолжал войны в Европе. В 312 году он завоевал Рим, покорил Италию, прослыл освободителем христиан на Востоке от языческой тирании Лициния, который был вынужден войти в союз с Константином и подписать с ним в 313 году знаменитый Миланский эдикт о свободном исповедании христианства, распространившегося как в Византии, так и в Римской империи.

Стремясь крепче утвердиться на Востоке, император Константин в 324-330 годах основал Константинополь на месте города Византии и сделал его своей столицей. Христианские историки впоследствии нарекли Константина Великим за то, что он энергично способствовал утверждению христианской религии в обеих частях Римской империи. Сначала он уравнял христианство в правах с другими вероучениями, затем объявил его государственной религией. В 325 году по инициативе Константина был проведен первый Вселенский собор, который выработал «символ веры» – краткое изложение основ христианской религии. Константин удостоился высшего христианского сана «первосвященника».

В годы до своей кончины (в 337 году) Константин возвел несколько храмов в Византии и Палестине, на родине Христа. По его повелению еженедельным праздником стало воскресенье, вместо прежней субботы, которая до того у христиан, подражавших евреям, служила днем молитвенных собраний и воздержания от всяких работ. Теперь в воскресные дни строго запрещались даже заседания судов и зрелища. В те годы был установлен и один из главных христианских праздников – день Рождества Христова, который стали отмечать 25 декабря вместо языческого дня Солнца.

Не меньше заслуг перед христианской религией у Елены, матери императора Константина. Она приняла христианскую веру раньше сына и прослыла наиболее ревностной ее приверженкой и проповедницей. Елена оказывала большое влияние на сына-императора, и он высоко ставил ее мудрость и авторитет. Мать получила сан «августы», ее именем сын назвал несколько городов, приказал чеканить монеты с ее изображением. История не знала столь высоких почестей, оказываемых царственным сыном своей матери. Константин справедливо делил с нею свои государственные успехи.

В 325 году Елена, сопровождаемая большой могущественной свитой, совершила знаменитое путешествие в Палестину, которое прославило ее в веках. В долгом и неспешном пути она основывала храмы, открывала святыни, закрепляя их память. Елена нашла гроб Господень и повелела возвести над ним церковь. Нашла крест, на котором был распят Иисус Христос, и положила начало празднику Воздвижения креста. По велению Елены был сооружен величественный храм на месте целебной купальни Вифезда, в которой исцелялись больные современники Христа и где Христос исцелил человека, находившегося без движения 38 лет. По воле же Елены был заложен храм на родине Христа, в Вифлееме, строительство которого завершилось лишь двести лет спустя, и он стоит и действует доныне.

В числе множества бесценных святынь Елена привезла в Константинополь останки трех волхвов, возвестивших рождение Иисуса Христа. По преданию, волхвы были царями, крещенными позже апостолом Фомой. А они в свою очередь стали потом проповедниками христианства в своих странах. Останки волхвов, разысканные Еленой, и по сей день, хранятся в Кельнском соборе.

Неизвестно, почему русские крестьянки считали Константина и Елену покровителями льна и огуречных грядок. Когда сеяли и убирали лен, творили молитву, обращенную к святой Елене, а если трудились на огуречных грядках, то призывали на помощь обоих. В романе Н. И. Мельникова (Анд. Печерского) «В лесах» описывается интересный обряд: «По утренней росе, в одних рубахах, опоясавшись шерстяными опоясками, досужие хозяйки ходят, бродят по огородам. Зорко высматривают они, не зажелтел ли где в приземистой огуречной траве золотистый новичок – первенький цветочек. И только что завидит которая желанного гостя, тотчас красную нитку из опояски вон, и с молитвою к царю Константину и матери Олене наклоняется над грядкой, и той ниткой перевязывает выглянувший на свет божий цветочек, сама заговор шепчет: «Как густо мой пояс вязался, так бы густо вязались мои огурцы, не было бы меж них пустоцвету...»

Православная церковь называла Константина и Елену «равноапостольными» – их заслуги были приравнены к деяниям апостолов Христовых. Такой чести удостоены немногие: еще просвети­тели Кирилл и Мефодий, основательница грузинской церкви Нина, киевская княгиня Ольга, князь Владимир, утвердивший христианство на Руси, и некоторые другие, малоизвестные.

На Руси в народе наиболее почиталась Елена. Ее именем и была наречена княгиня Ольга – первая из русских князей принявшая христианство. Елена Прекрасная стала героиней многих русских сказов и преданий. Это имя до сих пор остается одним из самых популярных при наречении новорожденных девочек.

Народ обычно отождествляет прекрасные, достойные деяния человека с его образом. Елена – добрый тому пример.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг